Т-20 Комсомолец


Уже к 1930-ым годам в РККА понимали необходимость применения специального транспорта для перемещения увеличивающегося парка артиллерийских орудий на уровне рот и батальонов. Специфика применения таких орудий требовала от транспорта относительно небольших размеров, хорошей проходимости, противопульного бронирования. Основными орудиями мелкого и среднего калибров в Красной армии к середине 1930-ых годов были 37-мм, 45-мм и 76,2-мм пушки. Именно для их транспортировки и требовался новый транспорт.
Использование узлов и агрегатов от уже производившихся машин позволило быстро создать новые образцы тягачей. Одним из первых стал «Пионер», созданный на базе плавающего танка Т-37А. Однако, тягач не был удачной машиной, в связи с слишком малым размером, низкой тяговооруженностью, низкой бронезащитой. Поэтому, в конце 1936 года конструкторами завода №37 под руководством Н.А. Астрова на базе нового танка Т-38 был разработан новый тип легких артиллерийских тягачей – Т-20.
Т-20 «Комсомолец» получился гораздо более успешным. Многие агрегаты и узлы были заимствованы у грузовика ГАЗ-ААА и у танка Т-38. Тягач получился маневренным, довольно надежным. Бронирование доходило до 11 мм, а также появилось бортовое вооружение – пулемет ДТ. Уже в конце 1937 года начался серийный выпуск. «Комсомолец» прошел боевое крещение в Советско-финской войне и в приграничных конфликтах с Японией. Т-20 использовался на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Тягач «Комсомолец» в боях у Халхин-Гола. 1939


Легкий плавающий танк Т-37А и Т-20. Финляндия. Зима 1939-1940


ЗИС-30 – 57-мм противотанковое орудие на базе Т-20. Зима 1941