Буй-носитель быстроходного глубоководного акустического трала (СССР)
В начале Великой Отечественной войны советский Военно-морской флот столкнулся с новым оружием противника морскими акустическими минами, серьезно усложнившими ведение активных боевых действий. Все оборудование тральщиков было рассчитано на борьбу с контактными донными минами, т.е. которые взрывались при контакте с какой-либо частью корпуса корабля. Но в 1930-х годах появились неконтактные мины, реагирующие на физические поля кораблей. Если неконтактная мина установлена на якоре, то ее минреп можно было с известной степенью вероятности подсечь обыкновенным тралом или подобным ему защитным устройством – параваном. В случае же с донными неконтактными минами этого обычными средствами сделать было нельзя. Выход был только один – имитировать физические поля корабля, чтобы вызвать взрыв мины до того, как над ней пройдут настоящие корабли. В связи с этим, руководство Наркомата ВМФ поручило Физическому институту Академии наук СССР создать принципиально новое гидроакустическое устройство – неконтактный гидроакустический трал для траления акустических мин, который должен был представлять собой, по существу, мощный имитатор того или иного из физических полей корабля (или их совокупности). Трал должен был, имитируя звуковое поле движущегося корабля, производить подрывы акустических мин. Уже осенью 1941 года в Акустической лаборатории Физического института АН СССР под руководством Н.Н. Андреева (эвакуированной в Казань) начались работы по созданию гидроакустического буксируемого излучателя – трала. Участие в работах по созданию трала приняли сотрудники лаборатории: Л.Д. Розенберг, Л.М. Бреховских, Б.Д. Тартаковский и другие.
Гидроакустический трал состоял из буксируемого обтекателя с размещенным внутри него шумовым устройством. Первые опытные образцы гидроакустического излучателя-трала большой шумовой мощности были испытаны летом 1942 года на черноморской военно-морской базе в г. Поти. Его основная часть – корпус обтекаемой формы, снабженный устройствами для буксировки его тральщиком. Внутри корпуса располагались системы, создающие гидроакустическое поле на основе пневматического молотка, возбуждающего стальную пластину – мембрану. Уровень производимого им подводного шума был чрезвычайно высок. Это было сделано специально, иначе – если бы он не превышал подводного шума гребных винтов и механизмов корабля – мины взрывались бы непосредственно под тралящим кораблем.
В 1943–1944 годах Б.Д. Тартаковский возглавил работы по внедрению серийных образцов гидроакустического трала на кораблях Каспийской и Волжской военных флотилий, а также Краснознаменного Балтийского флота. Получившие высокую оценку командования ВМФ. К концу 1944 года гидроакустический излучатель-трал большой шумовой мощности широко использовался на всех флотах для борьбы акустическими минами противника.Немецкие солдаты у акустического буя. Нидерланды, 1942.