Подвесной лодочный мотор Sturmbootmotor 39 (Германия)


Данный тип моторов ставили на целый ряд водных транспортных средств. Но основными были штурмовые лодки (Sturmboote). Была создана целая серия штурмовых лодок образца 1939, основными были: легкая штурмовая лодка (leichtes Sturmboot 39), штурмовая лодка (Sturmboot 39) и саперная штурмовая лодка (Pioner-Sturmboot 39). По сути, они отличались только размером. Основной сферой применения таких плавучих средств были штурмовые операции с пересечением мелких и средних водных препятствий. Бойцы штурмовых и саперно-штурмовых подразделений первыми переправлялись через водную преграду, чтобы отбить плацдарм, начать работы над понтонной переправой или захватить существующую переправу, ударив во фланг. Тем не менее, такие лодки применяли и при патрулированиях водных объектов, в антипартизанских операциях в СССР и на Балканах. Некоторые лодки были модифицированы для хождения по морю и проведения островных операций (операции «Беовульф», «Зюйдвинд», «Вествинд», «Нордвинд»). Каждая лодка оснащалась средствами для постановки дымовой завесы, сигнальным пистолетом, компасом, и легким пулеметом (le. MG-34 или le. MG-42). Кроме того, что вес лодки был достаточно мал, что ее можно было перемещать силами отделения, она была достаточно вместительна. Лодка (речь идет о лодке стандартных размеров, а не легкой) вмещала 2 члена экипажа и 6 солдат с эккипировкой. Вместо солдат в лодку мог поместиться тяжелый пулемет с расчетом или легкий миномет с расчетом.

Подобные лодки приводились в движения навесными моторами, которых также было несколько вариантов. Одним из самых распространенных был Sturmbootmotor 39, что так и переводится: мотор для штурмовой лодки 39. Это был четырехтактный двигатель весом около 170 кг., мощностью в 30 лошадиных сил. При полной загрузке такой двигатель мог разогнать лодку до 25 км/ч. Бак вмещал 18 литров топлива, что хватало на 1,5 часа беспрерывной работы.


Пара штурмовых лодок переправляется через водную преграду. Можно видеть, что дальняя лодка перевозит некий груз, а передняя – тяжелое вооружение.



На этом фото хорошо виден тяжелый мотор для штурмовых лодок (schweres Sturmbootmotor 39).



Интересное фото, иллюстрирующее еще один способ применения штурмовой лодки и мотора для нее. Здесь штурмовая лодка используется, как тягач для двух больших надувных лодок (gross Flosssäcke).



Такие прицепы (Sonderanhänger 108) использовались для транспортировки трех лодок и трех моторов для них. Такой прицеп весил 1450 кг., а перевозил до 1550 кг.