Авиационный двигатель Аллисон V-1710 (США)


Первый авиационный двигатель для ВВС армии США фирма Аллисон разработала в 1924 г. Это был экспериментальный 24-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения с Х-образным расположением цилиндров; рабочий объем цилиндров составлял 74 000 см3. Двигатель развивал мощность более 1200 л.с. Для того времени эта мощность была чрезвычайно большой, и когда двигатель был запущен на экспериментальном стенде, он даже вышиб часть стены здания. В 1929 г., год спустя после того как компания Дженерал Моторс купила фирму Аллисон Энджиниринг Компани, началось конструирование поршневого двигателя V-1710 с жидкостным охлаждением. Фирме была поставлена задача - создать двигатель -мощностью 1000 л.с. В 1932 г. было проведено 50-часовое испытание двигателя V-1710 на мощности 650 л.с. В том же году военно-морские силы получили первый двигатель V-1710.

Однако все попытки создать двигатель с еще более высокой мощностью неизменно терпели неудачу. Наконец, весной 1936 г. в Райт-Филд для проведения испытаний был доставлен новый двигатель, причем на его конструирование и постройку потребовалось всего 90 дней. Двигатель успешно выдержал 140-часовое испытание; только в одной из головок цилиндра образовалась трещина. Треснувшая деталь была тщательно изучена и переконструирована. В 1937 г. двигатель Аллисон V-1710 успешно прошел испытание на мощности в 1000 л.с.  После того как в 1939 году, оснащенный двигателем Аллисон истребитель Кёртисс Р-40 выиграл приз ВВС армии, фирма Аллисон получила первый крупный заказ.

Внешне двигатели Аллисон отличалась наличием собственного приводного центробежного нагнетателя, позволившего существенно улучшить высотные характеристики мотора, а V-1710-111 (113)  взлетной мощностью 1600 л.с., производился в двух вариантах V-1710-F 30L и V-1710-F 30R, отличавшихся друг от друга измененным направлением вращения винта. Это было предпринято для уменьшения турбулентности потока над хвостовым оперением. Авиационный двигатель «Аллисон» V-1710 устанавливался на истребителях ВВС США: Кертисс Р-40 «Томагавк», Белл Р-39 «Аэрокобра», ранние варианты Норт Америкэн Р-51 «Мустанг» и Локхид P-38 «Лайтнинг».

Авиадвигатель «Аллисон» был обнаружен на острове Шумшу (Курильские острова) и передан в дар музею руководителем ООО «Авиаци­онно-реставрационная группа» О.Ю. Лейко в 2001 году.

Истребители P-40 на обслуживании. Хорошо виден двигатель Allison V-1710.

Американский истребитель P-38J Lightning в полете. Такие машины оснащались двумя двигателями Allison V-1710.