Самоходная сухопутная электротанкетка-торпеда ЭТ-1-627 (СССР) макет


Своим рождением данное оружие обязано в первую очередь Александру Петровичу Казанцеву. Он был инженером и пистаелем. Вот как он сам описывал рождение танкетки: “На третий день войны я был направлен в 30-й саперный батальон. Его командир, узнав, что я инженер и писатель - он уже успел прочитать "Пылающий остров", - назначил меня своим помощником по технической части. Мне было поручено разыскивать автомашины-полуторки и приводить их в божеский вид, а затем отправлять на фронт. Я выстроил весь батальон перед собой и приказал инженерам и техникам сделать пять шагов вперед, шоферам - десять шагов, автослесарям и электрикам - пятнадцать. В течение пяти минут была организована ремонтная бригада, и работа закипела. Однажды к нам доставили вездеход, у которого вместо задних колес была миниатюрная танкетка на гусеницах, она приводилась в движение от мотора. Я долго смотрел на нее, и тут мне пришла в голову фантастическая идея... В моем воображении маленькая юркая танкетка на гусеничном ходу отделилась от грузовика и помчалась навстречу немецкому танку. Еще мгновение, взрыв - и от танка не осталось и следа. Танкетка-камикадзе, управляемая саперными шнурами! И, как это ни удивительно, эта фантастическая мысль скоро превратилась в реальность. Я приказал заменить у вездехода гусеницы на колеса, гусеничный ход превратить в самостоятельно действующую танкетку-электроторпеду, способную уничтожить не только танки противника, но и его доты и дзоты. Быстро удалось создать специальный институт, где мое изобретение было доведено до кондиции (впоследствии он превратился во ВНИИ электромеханики). Уже через несколько недель появились готовые к бою танкетки-электроторпеды. Однако увидеть их в действии мне не довелось: после перевода на Крымский фронт я потерял "контроль" над своим детищем - электрокамикадзе... И лишь четыре десятилетия спустя узнал я о том, что мои торпеды пробили брешь в ленинградской блокаде, взорвав фашистские доты.”

Александр Петрович Казанцев

Полугусеничные грузовики ГАЗ-60