Конная телега Feldwagen c/95 (Германия)
Хотя уровень развития технологий во Второй Мировой войне в разы превышал уровень развития даже в Первую Мировую войну, все же и во Второй Мировой войне нашлось место для гужевого транспорта. Все страны-участницы конфликта, так или иначе, использовали и лошадей, и гужевой транспорт. В Германии на начало войны в армии имелось более 750 000 лошадей. Они преимущественно использовались в пехотных дивизиях в специальных разведывательных батальонах и ротах. Часть артиллерийских подразделений также имела конную тягу наравне с автотранспортом.
Но с началом кампании против СССР значение гужевого транспорта увеличилось. Трудные климатические условия и состояние инфраструктуры не всегда (а в некоторые периоды и вовсе крайне редко) позволяли эффективно применять автотранспорт, а иногда и гусеничный. Поэтому с началом войны на Восточном фронте применение гужевого транспорта в Вермахте и Ваффен-СС происходило все чаще. На 1941 год количество тяглового скота в армии Германии уже превышало 800 тысяч, а в середине войны в 1943 стало более 1 250 000 особей.
Кроме многих повозок и прицепов моделей различного происхождения, использовались и штатные армейские модели Hf. 1 и Hf. 2 (Heeresfahrzeuge –армейские транспортные средства). Первая модель была легкой, вес составлял 610 кг., а полезная нагрузка – 750 кг. Ее перемещали обычно 2 лошади. Вторая модель была уже тяжелым вариантом: весила 800 кг., а могла перевозить грузы весом до 1200 кг. Такую повозку уже тянули минимум 4 лошади. Также была и третья модель Hf. 3 (малая для снабжения), и модель для горной местности, и упрощенные модели, и полевые кухни.
Первые три модели встречались во многих вариантах: инженерный, санитарный, подвозчик боеприпасов, снабжение, радийный вариант и др.