122-мм гаубица М-30 образца 1938 года (СССР)
Годы выпуска – 1940 – 1955
Всего выпущено – 19 266 ед.
Калибр – 122 мм
Масса в боевом положении - 2450 кг
Длина ствола - 2800 мм
Длина нарезной части - 2278 мм
Расчет - 8 человек
Скорость движения - до 50 км/ч
Скорострельность - 5 - 6 выстр/мин
Наибольшая дальность стрельбы – 11800 м
Дальность прямого выстрела – 825 м
Углы обстрела:
По горизонтали - 49°
По вертикали -3° +63,5°
В системе артиллерийского вооружения, утвержденной Реввоенсоветом СССР еще в мае 1929 года, предусматривалось для замены 122-мм гаубицы образца 1910/1930 годов создание новой гаубицы, с повышенной дальнобойности на 50% и с увеличенной втрое скорострельностью.
В начале 1930-х годов на основе опыта первой мировой войны советские конструкторы создают несколько опытных образцов гаубиц, однако все они имели массу в боевом положении значительно больше заданной тактико-техническими требованиями, утвержденными ГАУ. В марте 1937 года на совещании по дальнейшему развитию советской артиллерии начальник Генерального Штаба РККА маршал А. И. Егоров решительно высказался за создание более мощной 122-мм гаубицы. Его аргументами были более высокая мощность 122-мм осколочно-фугасного снаряда, а также наличие большого числа 122-мм боеприпасов и производственных мощностей для их выпуска. Калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а, кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда.
Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода № 172 под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия, получившего заводской индекс «М-30». Для удешевления и упрощения производства новой гаубицы Ф.Ф. Петров широко использовал части и агрегаты существующих артиллерийских систем. Например, он взял несколько видоизмененный поршневой затвор от 122-мм гаубицы образца 1910/1930 годов, прицел от 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года. Ряд деталей, ранее подвергавшихся токарной и фрезерной обработке, стали изготовляться точной отливкой и штамповкой. Все это позволило сделать гаубицу дешевой и простой в производстве.
По своим характеристикам, и, в первую очередь, по маневренности и гибкости огня, новая 122-мм гаубица отвечала предъявляемым требованиям, а по важнейшей характеристике - дульной энергии - превосходила гаубицу образца 1910/30 года более чем вдвое, ее дальнобойность достигала 11800 м (на 2860 м больше). Однако ее масса в боевом положении составляла 2450 кг - на тонну больше. Гаубица М-30 имела современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колесным ходом, конструкция которого позволяла вести огонь с большими углами возвышения и горизонтального обстрела, а также высокую подвижность при механической тяге. Гаубица имела технические новинки: оригинальные противооткатные устройства, снижение массы которых достигалось тем, что при откате двигался тяжелый цилиндр, а не легкий шток тормоза отката. В походном положении ствол не отсоединялся от противооткатных устройств, а закреплялся без оттягивания в заднее положение. Ствол гаубицы состоял из трубы, кожуха и навинтного казенника. Поршневой затвор, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника, открывался и закрывался с помощью рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производились спусковым шнуром, и в случае осечки спуск ударника мог быть повторен, так что ударник всегда был готов к спуску. После выстрела стреляная гильза удалялась выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5 - 6 выстрелов в минуту.
На лафете монтировались: гидравлический тормоз отката, подъемный секторный механизм, поворотный и уравновешивающий механизмы, верхний станок; нижний станки с двумя раздвижными станинами; ходовой части с подрессориванием и щитовым прикрытием. Устройство лафета гаубицы допускало угол вертикального обстрела от -3° до +63° и горизонтального - 49°. Как правило, стрельба из гаубицы велась при разведенных станинах. В отдельных случаях, при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или, если местность не позволяла развести станины, допускалась стрельба при сведенных станинах, при этом угол горизонтального обстрела равнялся 1°.
При разведении и сведении станин автоматически производилось выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксировались автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимал всего от 1 до 1,5 минут. Прицельные приспособления гаубицы состояли из панорамы системы Герца и прицела, независимого от орудия. Легкая шворневая балка обеспечивала буксировку гаубицы с помощью как конной, так и механической тяги. Относительно небольшая масса гаубицы в походном положении
( 2400 кг ), наличие подрессоривания и металлических колес с резиновыми шинами, наполненными губчатой резиной (ГК), значительно повысили маневренность гаубицы, допуская при механической тяге скорость передвижения по хорошим дорогам до 50 км/час, а по булыжным, мостовым и проселочным дорогам - до 35 км/час.
С конной тягой гаубицу перевозили за передком; с механической тягой ее можно буксировать непосредственно за тягачом. К гаубице М-30 применялись выстрелы раздельного гильзового заряжания, для которых можно было использовать весь ассортимент 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразных старых гранат русского и импортного производства. Основными снарядами являлись: осколочная и осколочно-фугасная гранаты, кумулятивный и дымовые снаряды.
Опытный образец 122-мм гаубицы М-30 поступил на государственные испытания в сентябре 1938 года. По результатам испытаний в ее чертежи пришлось внести ряд изменений, главным образом технологического характера, что вызвало увеличение ее веса почти на 200 кг. После войсковых испытаний она подверглась некоторой доработке, а летом 1939 года на новых испытаниях она показала хорошие результаты.
Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР от 29 сентября 1939 года это орудие было принято на вооружение под обозначением «122-мм дивизионная гаубица образца 1938 года (М-30)» и в 1940 году запущено в массовое производство сразу на нескольких заводах. Она предназначалась для поражения живой силы на открытом месте и в укрытиях полевого типа; для уничтожения и подавления огневых средств пехоты; разрушения ДЗОТов и других сооружений полевого типа; для борьбы с артиллерией и мотомеханизированными средствами противника. Позже конструкторы под руководством Ф.Ф. Петрова устранили отдельные дефекты, обнаружившиеся уже в процессе боевой эксплуатации гаубиц: усилили станины в хоботовой части, другие детали, которые во время стрельбы при малых углах возвышения (прямой наводкой) выходили из строя. Эти усовершенствования оправдали себя в период Великой Отечественной войны, когда гаубицы не только били по оборонительным укреплениям, но и отражали прямой наводкой атаки танков противника. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял серьезную угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортеров и бортов легких танков. У машин с более толстой броней осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.
Летом 1943 года гаубица М-30 получила кумулятивные снаряды, пробивающие под углом 90° броню толщиной до 140 мм , и, начиная с битвы на Курской дуге, стала успешно использоваться для борьбы с немецко-фашистскими танками. Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку составляла до 400 м . При попадании в борт такие снаряды поражали тяжелые танки «Тигр» и самоходные орудия «Фердинанд».
В годы Великой Отечественной войны 122-мм гаубица образца 1938 года состояла на вооружении артиллерийских полков стрелковых дивизий и артиллерийских бригад и дивизий прорыва РВГК. Она широко использовались на всех фронтах, став одним из лучших орудий в этом калибре, блестяще выдержала все испытания войны. Конструкторам под руководством Ф.Ф. Петрова удалось гармонично объединить в одном образце артиллерийского вооружения надежность и простоту в освоении личным составом, свойственную старым гаубицам периода Первой мировой войны, и новые конструктивные решения, призванные улучшить мобильность и огневые возможности орудия. В результате советская дивизионная артиллерия получила современную и мощную гаубицу, способную успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА.
Отличаясь высокой маневренностью, мощью снаряда и надежностью, гаубица
М-30 вплоть конца 1980-х годов находилась на вооружении Советской армии.
Характеризуя 122-мм гаубицу М-30, бывший командующий артиллерией Ленинградского фронта маршал артиллерии Г.Ф. Одинцов сказал: «Лучше ее уже ничего не может быть...» Первоначально производство гаубиц М-30 велось двумя заводами -
№ 92 (г. Горький) и Уральским заводом тяжелого машиностроения (УЗТМ) № 9 в
г. Свердловске. Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц. Основное серийное производство было сосредоточено на заводе УЗТМ № 9, где продолжалось вплоть до 1955 года. Всего с 1940 по 1955 год было изготовлено 19 266 гаубиц М-30. Кроме выпуска буксируемых орудий М-30, выпускались также 122-мм стволы М-30С для монтажа на САУ СУ-122.