122-мм полевая гаубица образца 1910/1930 годов (СССР)
Годы выпуска – 1930 – 1941
Всего выпущено – 5900 ед.
Калибр – 122 мм
Масса в боевом положении - 1470 кг
Длина ствола - 1560 мм
Длина нарезной части - 1140 мм
Расчет - 7 человек
Скорость движения - до 12 км/ч
Скорострельность - 5 - 6 выстр/мин
Наибольшая дальность стрельбы – 8940 м
Дальность прямого выстрела – 825 м
Углы обстрела:
По горизонтали - 5°
По вертикали -3° +45°
122-мм гаубица образца 1910 года была создана французской оружейной фирмой «Шнейдер» с учетом опыта русско-японской войны и являлась лучшей полевой гаубицей для своего времени. Она представляла собой классическую короткоствольную гаубицу, предназначенную для стрельбы с углами возвышения от +20° до +45° выстрелом с раздельным заряжанием. Гаубицы образца 1910 года широко использовались русской армией в годы первой мировой войны. На вооружение Красной армии гаубица образца 1910 года поступила в годы Гражданской войны.
В конце 1920-х годов советское военное руководство приняло решение модернизировать стоявшие на вооружении артиллерийские системы, оставшиеся с царских времен. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы.
В 1930 году Мотовилихинский завод № 172 (г. Пермь) провел модернизацию гаубиц образца 1910 года, в частности были: расточена (удлинена) на один калибр камора; установлен нормализованный прицел; упрочнены лафет и подъемный механизм, а также внесен ряд изменений в конструкцию противооткатных устройств. Гаубица имела поршневой затвор и однобрусный лафет с деревянными колесами со спицами с металлическими шинами. Гидравлический тормоз отката и воздушно-гидравлический накатник были собраны в салазки, смонтированные под стволом и откатывались при выстреле вместе с ним. Качающаяся часть монтировалась на лафете без подрессоривания колесного хода. На лафете также были установлены прицельные приспособления в виде прицела и орудийной панорамы, а также щитовое прикрытие для защиты расчета от пуль и осколков снарядов.
Конструкция лафета и подъемного и поворотного механизмов позволяла вести огонь с углами вертикальной наводки от -3° до +45°, а из-за того, что гаубица имела однобрусный лафет, угол горизонтального обстрела составлял всего 5°. Гаубица могла транспортироваться как конной, так и механической тягой. Для перевода гаубицы в походное положение из боевого требовалось всего 30 - 40 секунд и столько же - для перевода из походного положения в боевое. Допустимая скорость движения гаубицы на деревянных колесах составляла не более 6 км/ч .
Стрельба из гаубицы велась выстрелами раздельного заряжания. Наличие пяти переменных зарядов и плюс еще один полный пороховой заряд и большой диапазон углов возвышения обеспечивали ей широкие возможности маневра огнем. В боекомплект входили выстрелы раздельного заряжания, при этом основными снарядами были: дальнобойный осколочно-фугасный, осколочный и фугасный (старого образца). Для стрельбы из гаубиц также использовались также выстрелы со шрапнелью и осветительными снарядами. Стальной осколочно-фугасный снаряд создавал 1000 убойных осколков, поражая живую силу в радиусе 30 м или оставляя воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре. В зависимости от установки взрывателя осколочно-фугасный снаряд мог быть рассчитан на замедленное (ударное), фугасное или осколочное действие. При установке взрывателя на фугасное действие он делал в среднем грунте воронку глубиной около 0,8 м и диаметром до 3 м . Наибольшая дальность стрельбы этим снарядом составляла 8940 м . Стрельба кумулятивным снарядом из этого орудия была крайне малоэффективной. Однако, даже после проведенной модернизации, гаубица в целом сохранила большую часть недостатков, присущих орудиям того периода.
Основными недостатки: неподрессоренный колесный ход, существенно ограничивающий маневренность орудия, устаревшая конструкция однобрусного лафета, сильно ограничивающая углы наведения (особенно горизонтальной) и скорость наведения. Модернизированное орудие было принято на вооружение РККА под официальным обозначением «122-мм гаубица образца 1910/30 годов».
Кроме освоения в производстве модернизированных орудий, в гаубицы образца 1910/30 годов были переделаны и 762 гаубицы образца 1910 года, имевшихся к тому времени в наличии в Красной армии. В 1936 году часть гаубиц образца 1910/30 годов была снабжена металлическими колесами с литыми резиновыми грузошинами, что повысило скорость ее буксировки до 12 км/ч , и все же, к началу Великой Отечественной войны это орудие являлось уже устаревшим, хотя гаубица отличалась простотой, прочностью и надежностью. Кроме того, она была очень легкой (боевая масса на тонну меньше, чем у новой гаубицы М-30). Благодаря этому, а также тому, что за долгие годы эксплуатации ее хорошо освоил личный состав артиллерийских частей, 122-мм гаубица образца 1910/30 годов пользовалось большой популярностью в РККА.
С 1940 года гаубица образца 1910/30 годов заменяется в серийном производстве новой 122-мм гаубицей М-30 образца 1938 года. На 1 июня 1941 года гаубиц образца 1910/30 годов состояло на вооружении в РККА более 5500, а новых гаубиц М-30 - только 1667 штук.
122-мм гаубица образца 1910/30 годов, являлась дивизионным орудием, и предназначалась для: уничтожения или подавления расположенных открыто или находящихся за укрытиями живой силы и огневых средств противника; борьбы с артиллерией противника, а также уничтожения мотомеханизированных средств противника в районах их сосредоточения. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка - легкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный артиллерийский полк был включен еще один дивизион 122-мм гаубиц (всего в дивизии - 32 штуки). В июле 1941 года гаубичный полк исключили, а число гаубиц сократилось до 16. С этой штатной структурой советские стрелковые дивизии прошли всю Великой Отечественной войну.
Гвардейские стрелковые дивизии с декабря 1942 года имели 3 дивизиона по
2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом (12 гаубиц). С декабря 1944 года в эти дивизии был включен гаубичный артполк, состоявший из 5 батарей
(20 122-мм гаубиц). С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.
В горнострелковых дивизиях по штату в 1939 - 1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (9 орудий). С 1941 года вместо него был введен гаубичный артиллерийский полк из двух дивизионов (24 гаубицы). С начала 1942 года остался только один двухбатарейный дивизион (всего 8 гаубиц), исключенный с 1944 года из их штата. В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц (12 гаубиц). В кавалерийских дивизиях имелось 2 батареи 122-мм гаубиц (8 орудий), исключенные из штата с августа 1941 года. 122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад РВГК (72 - 84 гаубицы).
122-мм гаубица образца 1910/30 годов принимала активное участие во всех предвоенных конфликтах СССР, в т.ч., в боях на реке Халхин-Гол и советско-финской войне 1939-1940 годов. До 1942 года она была одним из самых распространенных в РККА. С 1942 года ее доля в войсках стала снижаться как из-за больших потерь, так и в связи с массовым поступлением в части действующей армии новых 122-мм гаубиц М-30.
Производство этого орудия велось на Мотовилихинском заводе № 172 с 1930 по 1941 год. Всего за это время было изготовлено 5 900 гаубиц образца 1910/30 годов, из которых только в 1937 - 1941 годах выпущено 3395 штук.