152-мм гаубица Д-1 образца 1943 года (СССР)
Годы выпуска - 1943 – 1949
Всего выпущено - 2827 ед.
Калибр - 152 мм
Масса в боевом положении - 3600 кг
Длина ствола - 4207 мм
Длина нарезной части - 3117 мм
Расчет - 10 человек
Скорость движения - до 40 км/ч
Скорострельность - 3 - 4 выстр/мин
Наибольшая дальность стрельбы - 12 400 м
Дальность прямого выстрела - 850 м
Углы обстрела:
По горизонтали - 35°
По вертикали -3° +63°
После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, когда стало ясно, что инициатива прочно перешла к Красной армии, ей для широких наступательных действий требовались в большом количестве мощные, но относительно легкие и маневренные полевые орудия, способные эффективно уничтожать долговременные оборонительные сооружения противника. В соответствии с системой вооружения РККА для взламывания сильно укрепленной обороны противника предназначалась 152-мм гаубица М-10 образца 1938 года, созданная КБ под руководством Ф.Ф.Петрова.
К 22 июня 1941 года в РККА насчитывалось 1058 гаубиц М-10. Однако с началом войны их производство было прекращено, а восстановление их производства требовало длительного времени. Кроме того, из-за большого веса и низкой маневренности М-10 уже и не в полной мере соответствовала потребностям войны. Предвидя, что гаубицы такого калибра потребуются Красной армии в значительных количествах, в конце 1942 года КБ Ф.Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу получившую индекс «Д-1». Она представляла собой наложение ствола с баллистикой 152-мм гаубицы М-10 на хорошо освоенный в производстве лафет 122-мм гаубицы М-30. Такой подход позволил создать легкую, но при этом мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих.
В начале 1943 года Ф.Ф. Петров известил Наркома вооружений СССР Д.Ф. Устинова о новом проекте, а 13 апреля того же года Д.Ф. Устинов сообщил Ф.Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний. Коллективу конструкторов, инженеров, рабочих завода N 9 удалось выполнить правительственное задание в назначенный срок. На проектирование, изготовление пяти опытных образцов и испытание их стрельбой было затрачено всего 18 дней.
1 мая 1943 года 152-мм гаубицы Д-1 были отправлены на государственные испытания на Гороховецкий полигон, где 5 мая начались их испытания, полностью оправдавшие надежды Ф.Ф. Петрова на прочность конструкции лафета. Вполне удовлетворяла дальность и точность огня гаубицы. Но особую радость у артиллеристов вызвало то, что при развертывании с марша, при смене позиций и подготовке к стрельбе времени тратилось в несколько раз меньше, чем раньше.
7 мая по результатам испытаний был подписан отчет, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение, а конце мая постановлением ГКО орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица Д-1 образца 1943 года».
Ф.Ф. Петров в новой гаубице использовал широкую унификацию узлов и деталей с узлами уже выпускаемых промышленностью орудий. Так, лафет с двумя раздвижными станинами, противооткатные механизмы и прицельные приспособления взяли от 122-мм гаубицы М-30, а поршневой затвор заимствовали у 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.
Для уменьшения отдачи на стволе 152-мм гаубицы М-10 был смонтирован двухкамерный дульный тормоз, поглощавший при выстреле до 30 % энергии отдачи. Для облегчения орудия впервые отказались от традиционного передка, которым обычно комплектовались орудия с подобной массой, что позволило по сравнению с гаубицей М-10 почти на тонну снизить походную массу и на 500 кг - боевую; сократить время перевода орудия из походного положения - в боевое и обратно до 2 минут; избавить ее от механизмов для оттягивания ствола в походное положение и обратно, а также механизма блокировки затвора.
Благодаря тому, что использованный при создании гаубицы Д-1 лафет гаубицы
М-30 был усилен (усилены цапфы и передняя обойма люльки, подрессоривание, использованы колеса большего диаметра с резиновыми шинами, заполненными губчатой резиной), допустимая скорость ее буксировки по асфальту или ровной грунтовой дороге составляла до 40 км/ч , по булыжной мостовой - до 30 км/ч , а по бездорожью - до 10 км/ч.
В боекомплект гаубицы входили выстрелы раздельного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. При необходимости бетонобойные снаряды успешно использовались и для борьбы с танками. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 12400 м . При установке взрывателя на осколочное действие осколки снаряда разлетались на площади 2100 кв. м: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель был установлен на фугасное действие, то при взрыве снаряда в грунте средней плотности образовывалась воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м .
Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности корпусных артполков и артиллерийских дивизий РГК, куда она начала поступать на вооружение, по прорыву заранее и хорошо укрепленных оборонительных полос и районов противника. Эти гаубицы приняли активное участие в боевых действиях уже в Курской битве и последующих боях в 1944 - 1945 годах.
Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, объектам в его ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. Опыт боевого использования 152-мм гаубицы Д-1 показал, что она является весьма надежным орудием, обладает высокой точностью стрельбы и хорошей живучестью. Благодаря широкому применению уже освоенных в производстве деталей и узлов, серийный выпуск 152-мм гаубиц Д-1 удалось наладить на заводе УЗТМ № 9 всего за полтора месяца - уже в июле 1943 года. Их выпуск продолжался до 1949 года. Однако во время Великой Отечественной войны это орудие не пошло в крупную серию по причине крайней загруженности завода выпуском 122-мм гаубицы М-30, поэтому в 1943 - 1945 годах было изготовлено только 1057 гаубиц Д-1.