Корабельный противолодочный вертолет КА-25 ПЛО (СССР)


Экипаж – 2 человека + 1 оператор противолодочного вооружения

Двигатель - 2 x ГТД-3Ф  

Мощность - 900 л.с.        

Диаметр несущего винта - 15,74 м

Масса пустого вертолета – 4765 кг

Масса максимальная взлетная – 7500 кг

Масса полной нагрузки – 1300 кг

Количество пассажиров – до 12 человек

Максимальная скорость на высоте/у земли - 220 / 195  км/ч

Практический потолок – 4000 м

Максимальная дальность – 450 км

Боевая нагрузка – 1100 кг (в отсеке вооружения), в том числе 2 противолодочные торпеды АТ-1/АТ-1М  и/или глубинные бомбы - 4 х ПЛАБ-250-120 или 8 х ПЛАБ-50-64 / ПЛАБ-МК / ОМАБ-25-12Д / ОМАБ-25-8Н.


Ка-25 - первый советский противолодочный вертолет, а также первый отечественный боевой вертолет, изначально проектировавшийся под боевое применение.

Для решения поставленных в конце 1950-х годов перед ВМФ СССР задач по завоеванию превосходства на море потребовались принципиально новые корабли-вертолетоносцы для борьбы с ракетными подводными лодками и надводными кораблями противника.  Как следствие возникла необходимость создания корабельного вертолета нового поколения, способного решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, траления мин, выполнения спасательных и других работ. Уже в 1956 году конструкторы ОКБ-2 Н.И. Камова начали исследования в области создания корабельного вертолета, который можно было бы использовать и в качестве противолодочного. В 1958 году ВВС совместно с ВМФ разработали тактико-технические требования к такому вертолету, получившему обозначение «изделие «Д»». Предполагалось, что он будет иметь небольшие размеры, чтобы размещаться по одному в ангарах небольших противолодочных кораблей или базироваться группами в ангарах больших авианесущих кораблей; иметь складывающиеся лопасти несущих винтов; обладать возможностью взлета и посадки с небольших площадок на палубе во время движения корабля, при качке с наклоном палубы по крену до 10°, а по дифференту до 3°, а также выполнять полет в режиме зависания более 1 часа на расстоянии 50 км от корабля базирования. При этом, максимальная скорость должна была составлять 220 км/ч, а дальность полета – 450 км. Учитывая опыт, накопленный ОКБ-2 Камова в этой области, Министерство обороны СССР поручило ему в феврале 1958 года разработку и постройку нового противолодочного вертолета, оснащенного необходимым пилотажно-навигационным и поисково-прицельным бортовым оборудованием, а также средствами поражения подводных лодок.  Для разработки двигателя и редуктора для этого вертолета в Омске было организовано специальное КБ под руководством В.А. Глушенкова. Одновременно для нового вертолета разрабатывалась авиационная торпеда АТ-1. К работе привлекались специалисты ЦАГИ, ЦИАМ и других организаций.

Впервые ОКБ-2 Камова предстояло не только построить и испытать новый вертолет, но и обеспечить его совместимость с одновременно создаваемым кораблем-носителем.  Корабль-вертолетоносец, в свою очередь, должен был иметь взлетно-посадочную полосу и стоянки, командно-диспетчерский пункт управления полетами. В межпалубных и трюмных объемах его предусматривалось создание ангаров для вертолетов, отсеков для средств технического обслуживания и горюче-смазочных материалов. Чтобы корабль-вертолетоносец стал действительно эффективной боевой системой, на вертолете предстояло разместить современный и многофункциональный комплекс, аналогов которому в то время не существовало. Только с его помощью был возможен надежный поиск подводных лодок, обнаружение надводных кораблей на больших удалениях и передача их координат своему кораблю и береговым базам - при пилотировании вертолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях над безориентирной водной поверхностью. Предполагалось, что подобный комплекс обеспечит эффективное применение средств поражения для уничтожения атомных подводных лодок противника. Проект корабельного вертолета «Д» (К-20) для вооружения кораблей ВМФ различных классов  был готов в 1960 году. Двухвинтовая соосная схема обеспечивала этому вертолету небольшие габариты в сочетании с высокой маневренностью, особенно необходимые для корабельного базирования. Вертолет К-20  стал первым среди машин Н. И. Камова, где использовались турбовальные двигатели для вращения несущих винтов. Однако, с учетом того, что габариты и масса устанавливаемого на вертолете оборудования получились очень большими, было принято решение разделить функции и разрабатывать сразу два варианта этого вертолета с максимальной взлетной массой по 7000 кг.

Первый вариант - противолодочный вертолет «ДБ», охотник за подводными лодками, оснащенный магнитометрической аппаратурой, гидроакустической станцией, сбрасываемыми буями, торпедой и другими средствами поражения. Второй вариант - вертолет «ДЦ», разведчик, целеуказатель и ретранслятор. В этом случае, оптимальность решения боевой задачи достигалась за счет определенного сочетания в группировке вертолетов обоих типов.

Первый испытательный полет новый вертолет Камова осуществил 21 мая 1961 года, а уже 9 июля вертолет «ДБ» был впервые показан публике на авиационном параде в Тушино. Вертолеты Камова прошли большой объем различного рода испытаний на морских базах и боевых кораблях флота. В 1965 году на заводе №99 в Улан-Удэ было освоено серийное производство вертолетов Камова под обозначением «Ка-25».

2 декабря 1971 года противолодочный вертолет Ка-25 был официально принят на вооружение авиации ВМФ в базовом противолодочном варианте Ка-25ПЛ (предназначенном для поиска и уничтожения атомных подводных лодок противника бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования), а также в варианте вертолета целеуказания Ка-25Ц (для корректировки загоризонтного прицеливания корабельных ракет большого радиуса действия). Конструктивно оба варианта вертолета были максимально унифицированы, их отличие заключалось лишь в специальном бортовом оборудовании и его размещении в фюзеляже. Кроме того, вертолеты Камова в поисково-спасательном варианте Ка-25ПС  выполняли задачи по поиску и спасению экипажей, терпящих бедствие в море, а также для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.

Вертолет Ка-25 был построен по соосной схеме. Силовая установка первых Ка-25 оснащалась двумя турбовальными двигателями Глушенкова ГТД-3Ф мощностью по 900 л.с. каждый и четырехступенчатым планетарным редуктором РВ-3Ф, размещенными в общей гондоле в верхней части фюзеляжа (с 1974 года замененными более совершенными - ГТД-3БМ и РВ-3М). Впервые в отечественном вертолетостроении силовая установка получила автоматическую систему, поддерживающую постоянство оборотов винтов, и указатель режимов двигателя. Несущие винты трехлопастные, противоположного вращения, причем несущая система отличалась наличием противообледенительного оборудования и электрогидравлической системой складывания лопастей над хвостовой балкой при хранении на кораблях. Фюзеляж цельнометаллический  балочно-стрингерного типа. Задняя часть фюзеляжа представляла собой короткую хвостовую балку, заканчивающуюся трехкилевым хвостовым оперением. Два внешних киля играли роль рулей направления. В носовой части фюзеляжа располагалась двухместная кабина экипажа, причем летчик и штурман размещались рядом. Штурман на подвижном кресле мог перемещаться в отсек спецоборудования и выполнять функции оператора противолодочного оборудования. В главной кабине могли также размещаться 12 пассажиров на откидных сиденьях. Шасси четырехопорное неубирающееся.

Для аварийной посадки на воду на стойках шасси устанавливались надувные баллонеты (демонтированные в середине 1970-х годов). Вооружение, включая противолодочные торпеды и глубинные бомбы, размещалось в бомболюке между стойками шасси. Для вертолета Ка-25 было создано несколько поисково-ударных комплексов оборудования и вооружения. Так, на вертолете Ка-25ПЛ монтировался поисково-прицельный комплекс «Байкал», в состав которого входили: РЛС «Инициатива-2К» (поисковый локатор которой размещался в носовом обтекателе); опускаемая гидроакустическая станция ВГС-2 «Ока» (расположенная в задней нижней  части фюзеляжа); гидроакустическая система «Баку» с приемным устройством СПАРУ-55 «Памир» и 36 сбрасываемыми гидроакустическими буями типа РГБ-Н «Ива» и РГБ-НМ «Чинара» (позже замененные буями типа РГБ-НМ1 «Жетон»), улавливавшими шумы винтов подводной лодки; радиоприемная система РПМ-С с радиолокационными буями типа «Поплавок-1А»; прицельно-вычислительное устройство ПВУ-В-1 «Жасмин». Вместо гидроаккустической системы ВГС-2 мог устанавливаться опускаемый магнитометр АПМ-60 «Орша» (позже АПМ-73), фиксирующий на глубине корпус подводной лодки. Вооружение вертолета Ка-25ПЛ общей массой до 1100 кг состояло из 2 торпед АТ-1 (АТ-1М, позже Т-67) и/или 4 - 8 глубинных противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50-64 и ПЛАБ-МК, способных поразить подводную лодку на глубине до 300 м. Кроме того, на внешних держателях могли подвешиваться дневные и ночные ориентирно-маркерные авиабомбы ОМАБ-25-12Д и ОМАБ-25-8Н.

В 1980-х годах вооружение Ка-25ПЛС было усилено корректируемыми бомбами КАБ-250ПЛ и ракето-торпедами АПР-2. Вариант вертолета Ка-25Ц отличался наличием  в носовом обтекателе мощной РЛС кругового обзора «Успех-2А» с ретранслятором данных обзора; автопилотом АП-114Ц; убирающимся шасси; отсутствием бомбоотсека и увеличенным запасом топлива. Вертолет Ка-25Ц был способен патрулировать акваторию на удалении до 200 км от корабля базирования, производить радиолокационный дозор и целеуказание в радиусе 250 км и обеспечивать ретрансляцию в радиусе 250 км. А тот же вертолет, переоборудованный в поисково-спасательный Ка-25ПС, оснащался лебедкой ЛПГ-2 грузоподъемностью 250 кг; прожекторами, смонтированными по бокам фюзеляжа и дополнительным радиокомпасом АРК-У2.

Вертолеты Ка-25 первыми получили противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины» (проект 61). На этих кораблях мог базироваться только один вертолет, который решал ограниченный круг задач. По одному вертолету несли и противолодочные корабли проекта 1134. Боевые противолодочные корабли проекта 1155 получили уже по 2 вертолета (Ка-25ПЛ и Ка-25Ц), а во второй половине 1960-х годов на вооружение ВМФ СССР поступают противолодочные крейсера проекта 1123 «Москва» и «Ленинград», для которых вертолеты Ка-25 стали основным противолодочным оружием. В дальнейшем они поступили на вооружение и авианесущих кораблей типа «Киев». На каждом из них могло базироваться до 20 вертолетов. Использовались Ка-25 также на противолодочных крейсерах проекта 1143 и на десантных кораблях проекта 1174. Несколько вертолетов Ка-25 поступили на вооружении частей морской авиации погранвойск на Дальнем Востоке.

Вертолеты Ка-25 длительное время  использовались в многочисленных морских и океанских походах советских ВМФ на боевых кораблях различного назначения при групповом и одиночном базировании. Так, уже в августе 1968 года вертолеты Ка-25 на борту противолодочного крейсера «Москва» впервые вышли на боевую службу в Средиземное море. В июне - ноябре 1974 года группа из 6 вертолетов Ка-25БШЗ (буксировщиков шнуровых зарядов) на борту противолодочного крейсера «Ленинград» в составе международных сил принимала участие в разминировании Суэцкого залива. В 1970 - 1980-х годах вертолеты Ка-25ПЛ широко применялись с кораблей группового базирования (проектов 1123 и 1143) для поиска ракетных подводных лодок НАТО в районах их вероятного патрулирования.

В 1976 году на вооружение авиации ВМФ поступил модернизированный противолодочный вертолет Ка-25ПЛС. Он отличался  от базового вертолета Ка-26ПЛ новой поисково-прицельной системой «Стриж-К», кроме того, в состав его  вооружения входила торпеда Т-67 «Стриж». В 1965 -1973 годах на вертолетном заводе № 99  в г. Улан-Удэ было изготовлено 460 вертолетов Ка-25 в 18 различных модификациях.