Легкий многоцелевой вертолет КА-26ЛЛ (СССР)


Экипаж – 2 человека

Двигатель - 2 x ПД М-14В-26   

Мощность - 325 л.с.        

Диаметр несущего винта – 13,0 м

Масса пустого вертолета – 2072 кг

Масса максимальная взлетная – 3250 кг

Масса полной нагрузки – 700 кг

Количество пассажиров – до 6 человек

Максимальная скорость на высоте/у земли - 170 / 135 км/ч

Практический потолок – 3000 м

Максимальная дальность – 520 км.


В начале 1960-х годов ОКБ-2 Н.И. Камова получило задание создать многоцелевой вертолет модульной конструкции,  на котором можно было бы использовать  и различные комплекты сельскохозяйственного оборудования. Именно таким гражданским специализированным вертолетом и стал созданный вскоре Ка-26. Совет Министров СССР в 1964 году принял решение о разработке нового многоцелевого вертолета, причем генеральным заказчиком данного проекта впервые выступали не ВВС, а Гражданский Воздушный Флот (ГВФ). Сразу же было принято решение, с  учетом сезонности сельскохозяйственных работ, сделать новый вертолет универсальным, с возможностью быстрой переделки его для перевозки пассажиров или грузов, или для использования в качестве «летающего» крана для монтажных работ. Работами по созданию простого по конструкции и легкого в управлении и пилотировании вертолета, обладающего высокой экономичностью, руководил заместитель главного конструктора ОКБ-2 М.А. Купфер. Первый опытный вертолет Ка-26 совершил свой первый полет 18 августа 1965 года.

Использование на вертолете Ка-26 двухвинтовой соосной несущей системы (успешно применявшейся ОКБ Камова для всех своих вертолетов), с двумя  звездообразными поршневыми двигателями воздушного охлаждения М-14В26,  позволило получить высокий коэффициент полезного действия винтов на режимах зависания и малых скоростях полета, характерных для сельскохозяйственных работ, а также интенсивное разбрызгивание и распыление химикатов потоком от соосных несущих винтов. Вертолет имел неубирающееся  четырехопорное колесное шасси. Фюзеляж нового вертолета Камова был выполнен по оригинальной компоновочной схеме в виде «летающего шасси» с центральным отсеком-платформой прямоугольной формы, к которому спереди крепилась кабина экипажа, а сзади - две хвостовые балки полумонококовой конструкции, несущие горизонтальное оперение. Сверху центрального отсека фюзеляжа монтировался главный редуктор с несущей системой, а по бокам две гондолы с двигателями М-14В26. Именно «летающее шасси» являлось неизменной частью всех основных вариантов применения вертолета Ка-26, с различными комплектами специального быстросъемного навесного оборудования (баки и шланги для разбрызгивания жидких химикатов; бункеры и распылители для твердых химикатов; грузо-пассажирская кабина с откидными сиденьями для 6 пассажиров; грузовая платформа с откидными бортами, предназначенная для перевозки крупногабаритных грузов; дистанционно управляемая лебедка с крюком для подъема грузов и т.п.)

Двухместная кабина экипажа имела хороший обзор и сдвижные двери, причем предусматривалась установка второго комплекта управления. За сиденьями экипажа размещались отсеки радиоэлектронного и приборного оборудования с большими люками для обслуживания. В качестве силовой установки были использованы два хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации поршневых двигателя воздушного охлаждения М-14В26 (уже устанавливавшиеся на предыдущих моделях Камова Ка-15 и Ка-18), что в сочетании с простой и легкой конструкцией вертолета обеспечивало увеличение полезной нагрузки более чем в три раза. Для этого вертолета были разработаны несущие трехлопасные соосные винты противоположного вращения с шарнирным креплением лопастей. Причем, впервые в практике мирового вертолетостроения, стеклопластиковые лопасти этих несущих винтов имели практически неограниченный ресурс живучести, превышающий 5 000 летных часов, что почти в 10 раз превосходило ресурс лопастей вертолета Ми-2. Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало пилотирование вертолета в простых и сложных метеоусловиях и включало радиокомпас; командную радиостанцию Р-860 и курсовую систему. Специальное оборудование определялось назначением вертолета, поэтому было разработано восемь различных комплектов сменного оборудования.

В период с 1967 по 1970 годы было создано несколько модификаций вертолета Ка-26:

- сельскохозяйственный (без грузопассажирской кабины с баками или бункерами для разбрызгивания и распыления химикатов полосой шириной 20 - 60 м при скорости полета от 30 до 130 км/ч);

- транспортный  (с грузопассажирской кабиной для перевозки 6 пассажиров или грузов массой 900 кг или с грузовой платформой вместо кабины);

- санитарный  (для транспортировки двух больных на носилках и двух - на сиденьях с сопровождающими медработниками и медицинским оборудованием);

 - лесо-патрульный (для патрулирования лесных массивов и для выполнения спасательных работ при пожарах, с электрической лебедкой ЛПГ-150 грузоподъемностью 150 кг с тросом длиной 40 м и крюком);

- летающий кран (для монтажных работ и транспортировки грузов массой 900 кг на внешней подвеске);

- корабельный спасательный (с электролебедкой ЛПГ-150-М3 с системой подъема пострадавших; со спасательной лодкой ЛАС-5М3 с радиостанцией «Коралл» и аварийными баллонетами для посадки на воду). Использовался во вспомогательной авиации ВМФ;

- патрульный (для ГАИ МВД - с громкоговорителями и электролебедкой с грузовым крюком; мог также оснащаться телевизионной камерой и использоваться для съемок с воздуха);

- геолого-разведывательный (с аппаратурой магнитной геологоразведки, располагавшейся в грузопассажирской кабине и с кольцевой антенной, смонтированной вокруг фюзеляжа).

Все варианты вертолетов Ка-26, кроме корабельного и геолого-разведывательного, могли быть переоборудованы из одного в другой бригадой из двух - трех техников -  менее чем за 8 часов. Однако, многофункциональный вертолет Ка-26 оказался достаточно далеким от аэродинамического совершенства. Из-за несовершенства аэродинамики  его максимальная скорость была ограничена, что, правда, не являлось определяющим фактором для вертолета-труженика, который мог выполнять большой объем самых разных работ на малых скоростях вблизи земли. При этом на малых высотах и на малых скоростях наилучшим образом реализовывались достоинства выбранной для вертолета  схемы, которая обеспечивала ему хорошую маневренность, компактность, высокую тяговооруженность, а также очень простую технику пилотирования.

Серийное производство вертолетов Ка-26 велось на механическом заводе в г. Кумертау   с 1969 по 1977 год, всего было построено 816 вертолетов.

В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется вертолет Ка-26 ЛЛ (летающая лаборатория), переданный в 2009 году ГУП «Объединенный эколого-технологическим и научно-исследовательским центром по обеззараживанию РАО и охране окружающей среды «Родон»».