Фронтовой многоцелевой истребитель МиГ-29 (СССР)


Экипаж - 1 человек

Двигатель -  РД-33 

Тяга - 2х8300 кгс             

Размах кры­ла - 11,36 м

Площадь крыльев – 38,10 кв. м

Масса пустого самолета – 10 900 кг

Масса максимальная взлетная – 18 480 кг

Максимальная скорость на высоте / у земли - 2450 / 1500 км/ч

Практический потолок – 18 000 м

Максимальная дальность полета – 2900 км

Вооружение:  1х30-мм пушка ГШ-301; 2 управляемые ракеты Р-27Р; 6 управляемых ракет Р-60М, Р-73; 4 блока неуправляемых ракет С-8 или 2 – 4 неуправляемые ракеты С-24Б
Максимальная боевая нагрузка  - 3000 кг авиабомб.


В конце 1960-х годов Министерство обороны СССР сформулировало, с учетом опыта боевого применения истребительной авиации во Вьетнаме и на Ближнем Востоке тактико-технические требования для перспективного фронтового истребителя. Они включали в себя: лучшую маневренность, обеспечиваемую за счет новых аэродинамических и компоновочных решений; большой радиус действия; возможность использования коротких взлетно-посадочных полос (включая применение малоподготовленных полос); скорость свыше 2 М; применение принципиально нового бортового радиоэлектронного оборудования (в частности, цифровая система управления вооружением) и перспективных авиационных средств поражения. В 1969 году был объявлен конкурс на разработку перспективного фронтового истребителя. В конкурсе приняли участие конструкторские бюро Сухого и Яковлева, а также ОКБ Микояна. Однако в 1972 году руководство ВВС на основе проведенных исследований уточнило требования к перспективным истребителям: они должен был включать в себя легкие фронтовые истребители - простые и массовые самолеты, предназначенные для борьбы с авиацией противника над своей территорией и над линией фронта, а также тяжелые многоцелевые самолеты, способные действовать и над территорией противника. Созданием тяжелого истребителя занялось КБ Сухого, а разработка легкого истребителя была передана ОКБ Микояну.

15 июля 1974 года была утверждена окончательная компоновка фронтового истребителя МиГ-29А (изделие «9-11») с двумя двухконтурными турбореактив­ными двигателями РД-33. МиГ-29 стал первой принципиально новой машиной, которая была создана под руководством генерального конструктора Р.А. Белякова (после кончины в 1970 году одного из создателей ОКБ МиГ – А.И. Микояна). Он создавался как самолет для завоевания превосходства в воздухе в заданном районе боевых действий. Основной задачей МиГ-29 была борьба с самолетами противника; прикрытие с воздуха тыловых объектов и скоплений войск; противодействие воздушной разведке противника в любое время суток, даже в сложных метеорологических условиях. Помимо поражения вражеских воздушных целей на малых и средних дистанциях, в том числе и на фоне земли, самолет должен был использоваться для ударов по наземным и морским целям как подвижным, так и неподвижным. Оценки показывали, что по боевой эффективности новый советский истребитель, вооруженный ракетами Р-73, в ближнем маневренном воздушном бою превзойдет американский самолет F-15A в 1,4 раза и F-16A в 1,5 раза, а во встречном дальнем ракетном бою с использованием управляемых ракет типа К-27 МиГ-29 будет обладать некоторым превосходством над F-15 во всем диапазоне высот и скоростей. Первый полет прототипа был совершен 6 октября 1977 года.

После завершения широкомасштабной программы испытаний в 1982 году фронтовой истребитель МиГ-29 модели «9-12» был запущен в серийное производство, и в августе 1983 года принят на вооружение ВВС Совет­ского Союза для замены МиГ-21 и МиГ-23. Серийное производство МиГ-29 было развернуто в 1982 году на Московском машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (Тушинский машиностроительный завод), а учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ в г. Горьком на авиазаводе № 30.

По многим параметрам МиГ-29 превосходил основных зарубежных противников - истребители «Мираж» 2000; F-16; F/A-18. Отличная аэродинамика, высокая тяговооруженность давали советскому истребителю хороший разгон и скороподъемность, малые радиусы выполнения виражей, большие угловые скорости разворота, а также возможность совершения длительных маневров с большими перегрузками. Самолет мог эффективно вести достаточно активный маневренный бой с использованием  всеракурсных ракет, а также автоматической пушки, выполнять перехват разведывательных и ударных самолетов. Рациональная аэродинамическая компоновка самолета; высокая тяговооруженность; надежная автоматическая система управления обеспечили этому самолету очень высокие маневренные характеристики.

Истребитель МиГ-29 представлял собой моноплан, выполненный по интегральной аэродинамической схеме (т.е. - крыло и фюзеляж представляли единое целое) с плавным сопряжением низкорасположенного крыла и фюзеляжа, что  дало повышенные (примерно в два раза по сравнению с истребителями предыдущего поколения) несущие свойства; с двумя разнесенными двигателями, установленными в хвостовой части и двухкилевым вертикальным оперением. Планер был изготовлен в основном из алюминиевых сплавов и стали. В лонжеронах крыла, хвостовой части фюзеляжа и ряде других элементов использовались титановые сплавы и композитные материалы. Крыло самолета имело развитые корневые наплывы, обеспечивающие высокие несущие свойства на больших углах атаки, и стреловидность по передней кромке - 42°, что позволило получить МиГ-29 хорошие взлетно-посадочные характеристики, маневренность и управляемость на дозвуковых скоростях, в том числе на больших углах атаки. Фюзеляж - типа полумонокок, с плоскими боковыми стенками в районе кабины летчика и резким уменьшением площади поперечного сечения за кабиной. Между соплами двигателей располагались тормозные щитки и контейнер тормозного парашюта, который использовался для сокращения длины пробега.

На МиГ-29 монтировалось катапультируемое кресло К-36 ДМ, которое обеспечивало покидание самолета с нулевой вы­соты и при нулевой скорости, т.е. при движении на земле. Вертикальное хвостовое оперение (кили) было укреплено под внешним углом в 6° на двух балках, служащих продолжением гондол двигателей. В гребнях перед килями устанавливались автоматические кассеты для выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей. С 1984 года все самолеты стали оснащаться рулями направления, имеющими увеличенную хорду и выступающими за заднюю кромку килей. Стабилизатор - цельноповоротный дифференциально отклоняемый. Шасси - трехопорное. Силовая установка состояла из двух турбореактивных двигателей РД-33 с тягой 5040 кгс (на форсаже 8340 кгс) каждый. Эти двигатели впервые придали самолету-истребителю значение тяговооруженности больше единицы и высокие характеристики маневренности в широком диапазоне высот и скоростей полета. На МиГ-29 использовались воздухозаборники двигателей, работающие в двух режимах. Для обеспечения устойчивой работы силовой установки на всех режимах полета воздухозаборники имели подвижные панели, ко­торые позволяли при помощи автоматической системы регулирования из­менять проходное сечение каналов в зависимости от условий полета. Новая машина обладала рядом уникальных особенностей, делающих ее грозным оружием, в том числе, наличием комплексной системы автоматического управления вооружением САУ-451, а также системы автоматического регулирования управления АРУ-29-2 и управления триммерным эффектом. Так же на самолете устанавливались: навигационная система СН-29; автоматический радиокомпас АРК-19; УКВ-связная радиостанция Р-862 и др.  Впервые в мире  на этом самолете была применена система управления огнем, использующая три цепи обнаруже­ния и сопровождения цели: импульсно-доплеровский радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 (НО-19 «Сапфир-29») с цифровым вычислителем серии Ц100 (обеспечивающий сопровождение до 10 целей на проходе и обнаружение целей на фоне земли с превышением целей на 13 км или принижением на 6,5 км), сопряжен­ный с оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом ОЭПрНК-29 (состоявшим из лазерной оптико-локационной станции КОЛС и теплового канала), позволявшим с высокой точностью определять координаты цели и сопровождать ее днем и ночью, а также теплового локатора, связанного с лазерным дальномером. Все системы, связанные через бортовую вычислительную машину Ц100.02-02 с нашлемным визирующим прицелом летчика «Щель-3УМ», могли работать как раздельно, так и совместно. Причем, нашлемное целеуказание обеспечивало отслеживание системой движений головы летчика: следом за поворотом головы летчика в том же направлении синхронно разворачивались головки самонаведения средств поражения. Информация выводилась в виде символов на специальный нашлемный отражатель. Бортовая РЛС была способна обнаруживать цели типа «истребитель» (в том числе и на фоне земли) на дальности 60 км и в задней полусфере - на дальности 35 км и одновременно сопровождать до 10 целей. На модификации истребителя МиГ-29С устанавливалась система управления вооружение СУВ-29М с усовершенствованным РЛПК-29М (НО-19М) с цифровым вычислителем серии Ц101М (в который был добавлен режим картографирования местности и увеличены возможности по действию против наземных и надводных целей). В нем дальность обнаружения воздушных целей  увеличилась до 75 км в передней полусфере и 40 км - в задней полусфере. МиГ-29 имел аппаратуру командной радиолинии управления  Э502-20 «Бирюза», обеспечивающей взаимодействие с наземными автоматизированными системами наведения, а также оснащался станцией предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15ЛМ «Береза» с круговым обзором. На МиГ-29 монтировалась бортовая обобщенная система встроенного контроля и предупреждения экипажа «Экран-ОЗМЭ», предупреждающая летчика об опасности атаки сзади. Вооружение истребителя МиГ-29 включало одноствольную 30-мм авиапушку ГШ-301, установленную в левом наплыве крыла.

Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльевых узлах МиГ-29 устанавливались: шесть управляемых ракет ближнего боя «воздух – воздух» Р-60М или Р-73 с инфракрасными головками самонаведения; четыре управляемые ракеты ближнего боя Р-77 (РВВ-АЕ)  и две - средней дальности Р-27Р с радиолокационной или Р-27Т с ИК-системой наведения. Также была возможна установка управляемых ракет средней дальности «воздух-земля» Х-25М с пассивным радиолокационным, полуактивным лазерным и радиокомандным наведением. Неуправляемое вооружение для действий по наземным целям составляли: блоки неуправляемых авиационных ракет С-8  или две - четыре неуправляемых авиационных ракеты С-24Б; авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг на четырех узлах внешней подвески - общей массой до 3000 кг; до четырех унифицированных контейнеров мелких грузов КМГ-У и другие авиационные средства поражения.

МиГ-29 для ВВС СССР выпускался в следующих основных модификациях:

- МиГ-29 (9-12) - одноместный фронтовой истребитель, первая серийная модификация МиГ-29;

- МиГ-29 (9-13) - одноместный фронтовой истребитель. Отличался от модификации 9-12 наличием встроенной станции постановки активных радиолокационных помех «Гардения», обеспечивающей защиту самолета в задней полусфере, а также возможностью подвески двух подкрыльевых подвесных топливных баков. Комплекс конструктивных усовершенствований, внедренных в ходе серийного производства, позволил улучшить характеристики устойчивости и управляемости истребителя. Боевая нагрузка модели «9-13» возросла по сравнению с моделью «9-12», с 2000 до 3000 кг, в состав вооружения были включены контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У, а число одновременно подвешиваемых бомб калибра 500 кг возросло с четырех до шести. В серийное производство истребитель модели «9-13» был запущен в 1986 году; 

- МиГ-29С (9-13С)/СД/ - дальнейшее развитие модели «9-13», в номенклатуру вооружения которого была включена ракета Р-77(РВВ-АЕ); у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей, а также появилась возможность дозаправки в воздухе для увеличения дальности полета;

- МиГ-29СМ/СМТ (9-17; 9-18; 9-19) - модернизированные варианты МиГ-29С, с возможностью применения высокоточного оружия класса «воздух - земля»;

- МиГ-29М - глубоко модернизированный вариант МиГ-29 с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения, получивший новые более мощные двигатели РД-33К и новую бортовую многофункциональную импульсно-доплеровскую РЛС «Жук», позволившую обнаруживать цели до 100 км и увеличивать число режимов работы. Первый полет состоялся в 1986 году;

- МиГ-29УБ (9-51) - двухместный учебно-боевой истребитель, предназначенный для обучения и тренировки летного состава пилотированию, перехвату воздушных целей и боевым действиям по наземным целям в диапазоне высот и скоростей полета боевого самолета МиГ-29. Его основное отличие от боевого самолета - отсутствие бортовой РЛПК и управляемых ракет Р-27;

- МиГ-29УБТ (9-52) - двухместная модификация учебно-боевого истребителя МиГ-29УБ, предназначенная для выполнения для выполнения боевых задач на малых высотах;

- МиГ-29К (9-31; 9-41) – одноместный многоцелевой всепогодный палубный (корабельный) истребитель-бомбардировщик с улучшенным оборудованием и более мощными двигателями РД-33К. Крыло на середине размаха имеет узел складывания, при этом его площадь увеличилась с 38 до 42 кв.м. Создан в 1988 году;

- МиГ-29 КУБ (9-47) - двухместный палубный учебно-боевой истребитель;

- МиГ-35 (9-61) - глубокая модернизация самолета МиГ-29М.

К началу 1993 года было построено более 1500 самолетов МиГ-29  различных модификаций: более 1200 одноместных истребителей, изготовленных Московским машиностроительным заводом  № 30 «Знамя труда» и более 200 учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ, изготовленных Горьковским авиазаводом № 21 «Сокол». Серийное производство самолетов МиГ-29 продолжается, разрабатываются новые модификации, проводятся работы по его модернизации, так что МиГ-29 еще сможет побить рекорды самолетов-долгожителей МиГ-15 и МиГ-21 и будет эффективно эксплуатироваться как минимум в первой трети ХХI века.

В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется МиГ-29 - эталон серийного самолета типа 9-13, заводской № 1616 (бортовой № 26). В конце 1986 года после выполнения 98 полетов эта машина поступила на Московский машиностроительный завод им. А.Н. Микояна для доработок и оснащения КЗА, после чего на ней проводились испытания по определению характеристик устойчивости и управляемости с подвесными топливными баками и модернизированной системой управления. Всего на МиГ-29 было выполнено 488 полетов. Самолет был передан музею в 1994 году.