160-мм дивизионный миномет МТ-13 образца 1943 г.


Годы выпуска – 1943 – 1947 (МТ-13); 1949 – 1957 (М-160)

Всего выпущено – 1557 ед. (МТ-13); 2353 ед. (М-160)

Калибр – 160 мм

Масса в боевом положении – 1170 кг (МТ-13); 1470 кг (М-160)

Длина ствола – 3030 мм (МТ-13); 4550 мм (М-160)

Расчет - 7 человек

Скорость движения – до 50 км/час

Скорострельность – 3 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы - 5100 м (МТ-13); 8040 м (М-160)

Дальность прямого выстрела – 750 м

Углы обстрела:

По горизонтали - при угле возвышения 50° - ±12°; при угле возвышения 80° - ±50°

По вертикали +50° +80°


Разработка 160-мм миномета в Советском Союзе была начата еще до начала Великой Отечественной войны. 160-мм миномет рассматривался в качестве дивизионной артиллерийской системы, предназначенной для частичной замены гаубиц 122-мм и 152-мм калибра при выполнении задач по разрушению объектов противника на небольших дальностях стрельбы. Однако сложность создания такого миномета состояла в том, что при использовании хорошо зарекомендовавшей себя в минометах калибра 82 - 120 мм схемы «мнимого треугольника» с заряжанием с дульной части, необходимо было разработать устройство для подачи мины массой более 40 кг на высоту до 3 м для заряжания миномета. Из-за слишком тяжелой минометной мины подобная система неизбежно все теряла свои преимущества перед обычными артиллерийскими орудиями. В 1939 - 1941 годах над проектированием 160-мм и 240-мм минометов параллельно работали КБ четырех предприятий: завод № 7 (г. Ленинград); № 13 (Брянск); № 92 (Горький) и № 393 (Киев).

С начала Великой Отечественной войны работы по созданию нового дивизионного миномета продолжались. В ЦАКБ под руководством Грабина в 1943 – 1944 годах были спроектированы два 160-мм миномета ИС-3 и С-43. В начале 1942 года конструкторы НИИ Наркомата Вооружений СССР под руководством Г.Д. Ширенина разработали 160-мм миномет с казнозарядным заряжанием по схеме реального треугольника. Они удачно совместили в своем образце достоинства мортиры и миномета, сохранив главную конструктивную особенность миномета - опорную плиту, делающую ненужными противооткатные устройства и передающую огромную силу отдачи на грунт и использовав мортирный метод заряжания с казенной части, с отделяющимся казенником и качающимся стволом. С 31 декабря 1942 года работы по созданию этого миномета возглавил И.Г. Теверовский. Он отказался от идеи переносного орудия и впервые в мировой практике поставил миномет на неотделяющийся в боевом положении колесный ход. В начале 1943 года на Урале был изготовлен опытный образец 160-мм миномета, получившего индекс МТ-13, и вскоре он наряду с другим опытным образцом конструкции Б.И. Шавырина (КБ завода № 7) поступил на испытания. По результатам испытаний предпочтение было отдано системе Теверовского, как более простому, легкому и удобному в эксплуатации, и в январе 1944 года, после соответствующих доработок, его принимают на вооружение Красной армии под обозначением «160-мм дивизионный миномет образца 1943 года».

В этом миномете были сохранены все основные элементы обычного миномета: гладкостенный ствол, опорная плита и лафет, однако их конструктивное решение отличалось оригинальностью. Миномет МТ-13 представлял собой гладкоствольную систему на жестком (без противооткатных устройств) лафете с колесным ходом. В связи с тем, что большая высота ствола не позволяла заряжать миномет с дула, миномет выполнен казнозарядным. Для открывания ствола при заряжании и запирания его в момент выстрела ствол был разделен на качающуюся часть и казенник. Заряжание производилось с казенной части, для чего использовался качающийся ствол, который после поворота рукоятки в момент заряжания занимал горизонтальное положение, удерживаясь механизмом стопорения. После открывания затвора на полуоси клина ствола навешивался лоток, на который расчет укладывал мину и вручную досылал ее в канал ствола. После того, как мина попадала в ствол, эта часть ствола под действием собственной массы возвращалась в положение для стрельбы. Так автоматически устранилось двойное заряжание - одна из основных проблем для классических минометов. Казенник в закрытом положении надежно запирал ствол при выстреле и передавал силу отдачи на плиту. Кроме того, казенник служил основанием, на котором осуществлялось качание трубы ствола и стопорение ее при углах заряжания, а также соединение ствола с лафетом посредством пружинных амортизаторов.

Для ускорения освоения миномета в производстве его опорная плита создана на базе опорной плиты штатного 120-мм полкового миномета образца 1938 года. По периметру плиты приваривался стальной цилиндрический обод, упрочненный дополнительными ребрами жесткости. Принципиальным отличием минометного выстрела МТ-13 от всех других отечественных минометов была короткая гильза, в которую вставлялся стабилизатор мины. Гильза служила для предотвращения прорыва пороховых газов при выстреле (обтюрации). Лафет миномета, являющийся основанием миномета в боевом и походных положения, также имел оригинальную конструкцию. Он имел колесный подрессоренный ход, не отделяющийся при стрельбе. На лафете были собраны поворотный, подъемный и уравновешивающий механизмы, ходовая часть с механизмом подрессоривания, а также прицельные приспособления.

Механизмы наведения позволяли вести стрельбу с углами возвышения от +45° до +80°. Угол горизонтального обстрела составлял 12°. Стрельба из миномета велась двенадцатиперыми фугасными минами весом 48,865 кг на дальность до 5100 м . Взрыватель мины мог быть установлен на осколочное или фугасное действие. Тяжелые мины разрушали прочные дерево-земляные и казенно-кирпичные сооружения полевого типа, деревянные и кирпичные здания и сооружения, приспособленные противником для обороны в населенных пунктах.

Буксировка миномета МТ-13 производилась механической тягой. При этом, впервые ствол стал служить прицепным устройством, поскольку проблему буксировки миномета удалось решить по новому: теперь он прицеплялся к тягачу стволом, на котором крепилась специальная шкворневая лапа. Подрессоренный колесный ход миномета позволял транспортировать его с высокой скоростью до 50 км/ч . Ствол одновременно служил и рычагом, позволявшим вывернуть опорную плиту из грунта, если при стрельбе она зарывалась в землю. Весь боевой расчет повисал на стволе, а если и это не помогало, то на него надевалась шворневую лапу, миномет цеплялся к тягачу, который выдергивал его плиту.

Во время второй мировой войны ни одна армия мира не имела столь мощного миномета, как МТ-13. 160-мм миномет МТ-13 предназначался для подавления и уничтожения навесным огнем живой силы и огневых средств противника.

С 1943 года минометами МТ-13 оснащались тяжелые минометные бригады, входившие в состав артиллерийских дивизий прорыва РВГК. В каждой бригаде имелось три дивизиона (по 12 минометов в каждом). Уже первое же боевое использование 160-мм минометов произвело на противника огромное психологическое воздействие. Выстрелы у МТ-13 были глухими, минометные мины летели по крутой траектории и падали почти отвесно, поэтому при первых же разрывах мин немцы начали подавать сигналы воздушной тревоги. В отзывах, поступавших с фронта, отмечалось, что 160-мм миномет является эффективным средством разрушения всех видов полевых укреплений и надежным средством подавления и уничтожения артиллерийских и минометных батарей противника. Эти минометы с успехом использовались в наступательных операциях Красной армии до самого конца войны, широко применялись в уличных боях в крупных населенных пунктах. Так, вооруженная 160-мм дивизионными минометами МТ-13
8-я отдельная тяжелая минометная Кенигсбергская орденов Кутузова и Александра Невского бригада под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Л.А. Колотилова, с 16 ноября 1944 года по 17 апреля 1945 года, уничтожила 14 танков и САУ, 408 станковых, ручных и зенитных пулеметов, 22 артиллерийских орудия, 4 автомашины с военными грузами, 17 минометных батарей и более 3000 германских солдат и офицеров. Крупнокалиберными минами было разрушено 20 ДЗОТов и 254 каменных дома, оборудованных огневыми точками.

В январе 1944 года производство миномета МТ-13 было освоено Тульским машиностроительным заводом № 535 и до конца 1944 года было изготовлено 350 минометов. Всего же с 1944 года по август 1947 года было выпущено 1557 минометов МТ-13. Этот миномет успешно использовался в Советской армии и в послевоенное время.

Еще летом 1945 года И.Г. Теверовский, который в это время был главным конструктором Тульского завода № 535, начал работы по модернизации своего миномета. Их целью являлось увеличение дальности стрельбы. В новой модели миномета МТ-13Д длина ствола была увеличена на 50 мм , а дальность стрельбы до 7400 м .

На испытания был представлен еще один 160-мм миномет СКБ-21, созданный в Специальном конструкторском бюро гладкоствольной артиллерии (г. Коломна) под руководством Б.И. Шавырина, который и выиграл конкурс как более дальнобойный и простой в эксплуатации. Его приняли на вооружение под наименованием «160-мм дивизионный миномет М-160 образца 1949 года».

М-160 представлял глубокую модернизацию казнозарядного гладкоствольного миномета МТ-13 на колесном ходу, и также был выполнен по жесткой схеме (без противооткатных устройств). Миномет состоял из: ствола, казенника, станка, стрелы, опорной плиты и шворневой лапы. Для уменьшения действия отдачи при выстреле миномет имел пружинный амортизатор. Ствол также представлял собой гладкостенную трубу, закрепленную в цапфенной обойме и шарнирно соединенную с амортизатором. Закрывание ствола с казенной части осуществлялось затвором, имеющим пластический обтюратор. Станок представляет собой две рамы (верхнюю и нижнюю) штампованной конструкции, шарнирно соединенных между собой. Нижняя рама станка была собрана на боевой оси. Для вертикального наведения миномета служил собранный между кронштейнами боевой оси и верхней рамой станка подъемно-уравновешивающий механизм. Поворотный механизм был собран на рейке, надетой на ось в верхней раме станка. Стрела представляла трубчатую конструкцию П-образной формы, соединенную с боевой осью при помощи кривошипов. На стреле монтировалась лебедка. Миномет имел оптический минометный прицел МП-46 панорамного типа, крепившийся в кронштейне механизма горизонтального прицела. Позже в комплект миномета М-160 был введен механизм досылания мин (для полного досылания мин). Колесный ход от автомобиля ЗИС-151. Подрессоривание - пружинного типа, при стрельбе не выключалось.

При транспортировке М-160 буксировался легким грузовиком или гусеничным тягачом за буксировочное приспособление на дуле со скоростью до 50 км/час. Дальность стрельбы из миномета составляла теперь - от 750 до 8040 м . Углы возвышения ствола при стрельбе: от 50° до 80°, угол горизонтального обстрела без перемещения стрелы и колес при угле возвышения ствола 50° равен + 12°. Скорострельность - 3 выстрела в минуту.

Время, необходимое для перевода миномета из походного положения в боевое (на заранее подготовленной огневой позиции) – составляло не более 6 минут. В боекомплект миномета М-160 входили только фугасные десятиперые чугунные (массой 41,2 кг ) и шестиперые стальные мины (массой 40 кг ). Обе мины оснащались головным взрывателем, имеющим две установки: на фугасное действие и на осколочное действие. Для стрельбы из миномета М-160 использовались два типа зарядов: полный переменный и дальнобойный.

В 1949 году миномет М-160 был запущен в серийное производство на заводе
№ 535. В 1952 году его производство было перенесено на завод № 172, где продолжалось до 1957 года. Всего с 1949 года по 1957 год было изготовлено 2353 миномета М-160. Дивизионные минометы М-160 использовались в Советской армии вплоть до 1980-х годов.