Копелиович - Опаленные войной


Копелиович М.Т.

Триптих «Опаленные войной» Левая часть. 2020 г. Холст, акрил. 200 Х 900

Милада Копелиович о своих работах: «Работы, представленные на выставке это героические картины, посвященные великому подвигу народа, лишениям и страданиям всех женщин, матерей нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Если смотреть немного шире, то это картины о войне, о любой войне, о войне, как явлении. Это боль от войн ушедших, крик от войн идущих сейчас, это стон о войнах предстоящих. Это постановка вопроса и мой ответ на актуальность темы сегодня для каждого из нас. В связи с бесконечным наращиванием военного потенциала нескольких мировых держав, хочется вспомнить фразу Чехова, которую он любил повторять: «Если вы в первом акте повесили на стену ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Состояние сидения на пороховой бочке в тревожном, несправедливом мире - вот толчок, который заставляет меня и многих молодых художников, сознательно отказаться от постиронии постмодернизма и отвечать на вопрос серьезно, по-взрослому. Чем дальше мы от 20 века во времени, тем больше тускнеет трагедия Второй Мировой войны в памяти, тем больше война начинает казаться чем-то мифическим, полуреальным, забытым, и кажется, что все происходящее сейчас никоим образом не сможет повлиять на наш «уютный и стабильный» мир. Но так ли это? Для меня война это не сказка, и не фантастический сценарий. Это моя бабушка, два долгих года носившая на своих хрупких плечах станковый пулемет, дедушка, прошедший всю войну, а затем воевавший на Востоке с Квантунской армией. Герои триптиха "Опалённые войной" - это женщины, дети и старики, попавшие в самую ужасную мясорубку истории человечества. На картине нет ничего, кроме их фигур, их эмоций и чувств. Герои почти бесцветны, они как будто сошли со старых фотографий. Они растворяются в фоне, как память о них, рассыпается во времени. Они сгорают в огне, как это было со многими жертвами фашистского террора. Они существуют в безпространственном коричневом цвете, как целые города и села, захваченые «коричневой чумой». Но, несмотря на кажущуюся безысходность и царящую смерть в левой и правой сегментах триптиха – магистральной линией дипломного проекта является Жизнь! В центре средней части триптиха изображена Мать, прижимающая к сердцу Младенца в белых одеждах. Символ ребенка становится смысловым стержнем, композиционным центром, в котором сконцентрирован основной замысел произведения: ребенок открывает подлинную цель жизни, его чистоту, истину бесконечности и красоты жизни. Я считаю, что в наши дни очень важна живая эмоциональная связь с событиями ушедших дней, и поэтому я постаралась реактуализировать и реанимировать тему войны в новой эстетике, которая может стать ключом к искреннему сопереживанию и живому соприкосновению с историей наших предков. Наша великая философия и искусство, великие устремления человечества - это всегда протест против насилия. Он рождается от небезразличия, от попытки не отстраниться, не пройти мимо. Использование искусства как трибуны - это и есть мой способ осмыслить и предотвратить трагедию войн, напомнить, что предотвращение массового человекоубийства - это сверхзадача всего человечества, гражданский долг каждого индивидуума».