Полугусеничный тягач Уник П.107 (Франция)
Масса – 3500 кг
Грузоподъемность – 1500 кг
Экипаж – 2 человека
Колесная формула – полугусеничный, передняя ось – не ведущая
Мощность двигателя – 42 л.с.
Коробка передач: 5 – вперед, 1 – назад
Скорость по шоссе – 45 км/ч
Запас хода по шоссе – 200 км
Еще в начале 1920-х годов французская автомобилестроительная фирма Citroёn освоила производство полугусеничных автомобилей «Ситроен-Кегресс» с усиленными резинометаллическими лентами конструкции Адольфа Кегресса. Их высокая проходимость подтолкнула командование французских вооруженных сил к решению о замене гужевой тяги в артиллерии и ускоренной моторизации кавалерийских частей с использованием полугусеничных автомобилей в качестве артиллерийских тягачей и транспортных средств специального назначения. В эту перспективную программу вошли несколько моделей полугусеничных автомобилей с разными двигателями, с 3- или 4-ступенчатыми коробками передач, рессорной подвеской и полым металлическим катком перед радиатором для преодоления высоких препятствий. В 1927 1929 годах фирмой Citroёn были созданы с использованием унифицированного шасси сразу несколько легких артиллерийских тягачей P-7bis и Р-10 (с мощностью двигателя от 20 до 30 л.с.), предназначенных для буксировки 75-мм пушек. Уже в 1928 году тягач Р-10 поступил на вооружение 1-го моторизованного пулеметного эскадрона французской армии (прообраза мотепехоты). Для артиллерийских частей предназначались 4-местный транспортер Р-17 и тягач Р-16, буксировавший 155-мм гаубицу. На вооружение драгунских полков был принят 7-местный полугусеничный транспортер Р-19 (с двигателем мощностью 42 л.с.), развивавший скорость 46 км/ч. Он также использовался для перевозки противотанковых пушек и установки зенитных прожекторов. На этом же шасси выпускалась и санитарная машина повышенной проходимости с высоким деревянным кузовом-фургоном. Скорость его облегченного 6-местного варианта Р-19В образца 1930 года с полезной нагрузкой 650 – 750 кг достигала – 52 км/ч. В 1930 году очередным развитием тягача Р-16 стал седельный тягач Р-14 с 50-сильным карбюраторным двигателем С-6G, 4-ступенчатой коробкой передач, усиленными и более широкими гусеницами, предназначенный для буксировки 155-мм гаубицы. Все эти образцы составили первое в мире семейство военных полугусеничных машин. Однако их войсковая эксплуатация в течение нескольких лет выявила, что они не обладают ни необходимыми тяговыми возможностями для их использования в качестве артиллерийских тягачей, ни высокой проходимостью для использования в качестве полугусеничных транспортеров. Французской армии требовалась более надежная и мощная техника. Создание полугусеничных машин второго поколения относится к 1934–1939 годам, когда фирма Citroёn перешла в собственность шинной компании Michelin. Модернизацию полугусеничных машин осуществил талантливый французский инженер Жак Истэн. Серия транспортеров Р-17 пополнилась модернизированными облегченными вариантами Р-17А и Р-17В с 32-сильными двигателями С-4 и C-4G, а их вариант – Р-19ВТ использовался в качестве самоходного шасси для монтажа противотанковых пушек калибра 25 и 37 мм, а также послужил базой для создания саперных и ремонтно-эвакуационных машин. В 1934 году на вооружение французской армии поступил наиболее совершенный, мощный и быстроходный полугусеничный тягач «Citroёn – Histin» Р-107В грузоподъемностью 1,5 тонны с новым 50-сильным двигателем и закрытой кабиной, предназначавшийся для буксировки тяжелых прицепов и полевых пушек калибра 75 – 105 мм. В общей сложности фирма Citroёn до завершения производства в конце 1937 года, изготовила свыше 3000 полугусеничных машин, в том числе – 1442 ед. Р-17. Часть из этих машин участвовала в боевых действиях в ходе польской (1939 года) и французской (май – июнь 1940 года) кампаний. После поражения Франции и ее оккупации германскими войсками, из этого семейства в вермахте использовался только седельный артиллерийский тягач Р-14, получивший обозначение «Zgkw.Ci306 (f)».
После прекращения фирмой Citroёn производства полугусеничных машин, к выпуску артиллерийских тягачей новой серии P-107 с конца 1937 года приступила другая французская фирма – Unic. Первые партии тягачей производства фирмы Unic, оснащенных новым 4-цилиндровым карбюраторным верхнеклапанным двигателем Р-39 жидкостного охлаждения мощностью 62 л.с. выпускались под маркой «Citroёn – Unic Р-107В», а после ряда доработок они получили обозначение «Unic Р-107В» и «Unic Р-107ВU». В отличие от автомобилей «Citroёn – Histin», у них была измененная передняя облицовка радиатора, а вариант Unic Р-107U1 представлял собой грузовик-тягач с коротким бортовым кузовом и полностью закрытой цельнометаллической кабиной. Все полугусеничные машины Р-107 имели 4-ступенчатую коробку передач с двухступенчатым редуктором; гидроприводом тормозов; двухрядные ведущие колеса «звездочки»; расширенные гусеницы и цилиндрический стальной барабаном перед радиатором. На базовом артиллерийском тягаче Р-107В монтировался 6-местный грузо-пассажирский кузов с двойной кабиной и восемью ящиками для 72 артиллерийских выстрелов калибра 75 мм. Он развивал скорость до 45 км/ч. Второй бортовой вариант Р-107 ВU являлся балластным тягачом для буксировки тяжелых прицепов. Кроме того, фирма Unic до начала Второй мировой войны успела освоить и производство еще двух вариантов Р 107 В в качестве машины связи и специального грузового полугусеничного автомобиля для инженерных войск. Всего, до поражения Франции в июне 1940 года фирма Unic изготовила примерно 3276 машин Р-107 всех вариантов. Впоследствии, большая часть этих тягачей, поступивших на вооружение вермахта под обозначением «Zgkw. U304 (f)», широко использовалась на Восточном фронте. В 1942–1943 годах для немцев на базе тягача Р-107 были созданы несколько вариантов бронетранспортеров и самоходных зенитных установок.
В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется макет трофейного германского полугусеничного артиллерийского тягача Unic Р 107В (Zgkw. U304 (f)), фрагменты которого (рама и ходовая часть) были обнаружены на местах боев на Карельском фронте поисковым объединением «Высота» (руководитель В.Н. Дудин) и переданы в дар музею. Ремонтно-восстановительные работы проведены 38-м НИИИ Министерства обороны РФ (Кубинка) в 2002 году.