Средний танк Т-Ш (Pz.Kpfw.III Ausf.L) (Германия)
Год выпуска – 1936 - 1943
Всего выпущено - 5865 ед.
Масса в боевом положении, т – 21,5 (Ausf. J1) / 22,7 (Ausf. L)
Мощность двигателя, л.с. – 300
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 40
Запас хода по шоссе, км - 155
Экипаж, чел. - 5
Вооружение: 1х50-мм пушка; 2х7,92-мм пулемета MG. 34
Боекомплект, выстр./патр. - 84/2700 (Ausf. J1) / 92/ 4950 (Ausf. L)
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм – 30 - 50/50 (Ausf. J1) / 57 - 70/ 70 (Ausf. L)
Один из основных немецких средних танков периода Второй мировой войны - Panzerkampfwagen III, является конкретным воплощением нацистской военной доктрины «блицкрига». В 1934 году в Третьем Рейхе Управление вооружений сухопутных войск рейхсвера выдало заказ на создание новой боевой машины ZW (Zugfuhrerwagen – «танк команда взвода», нем.): массой 10 тонн; с 37-мм пушкой во вращающейся башне; максимальной скоростью не менее 40 км/ч и использованием двигателя Maybach HL 100 мощностью 300 л.с. Танк проектировался с расчетом на то, чтобы выдержать прямое попадание бронебойного снаряда. Из четырех фирм, участвовавших в конкурсе: Friedrich Krupp AG, Daimler-Benz, MAN и Rheinmetall-Borsig, только одна - Daimler-Benz - получила заказ на изготовление первой опытной предсерийной партии из 10 машин. Уже в 1936 году эти танки под армейским обозначением Pz. Kpfw III Ausf. А поступили на войсковые испытания. В соответствии со сквозной системой обозначений подвижных средств вермахта танк Pz. Kpfw III получил второе свое обозначение - Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeuge 141 - машина специального назначения 141). Вторая опытная партия из 12 танков модели «В» получили совершенно другую ходовую часть - с 8 маленькими опорными катками. Следующие 15 опытных танков модели «С» имели аналогичную ходовую часть, но с улучшенной подвеской, при этом все прочие боевые характеристики оставались неизменными. На 50 танках третьей предсерийной модели «D», лобовая и бортовая броня увеличена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 тонн.
В 1938 году заводы сразу трех германских машиностроительных фирм – Daimler-Benz, Henschel и MAN приступили к производству первой массовой модификации танка Pz. Kpfw III – Ausf Е. 96 танков этой модели получили новую ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами, которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Во Вторую мировую войну Германия вступила, имея на вооружении помимо легких танков Pz. Kpfw. I и Pz. Kpfw. II и средние танки Pz. Kpfw. III моделей «А», «В», «С», «D» и «Е». В период с октября 1939 года по июль 1940 года фирмы FAMO, Daimler-Benz, Henschel, MAN и Alkett выпустили 435 танков Pz.Kpfw. III Ausf. F, незначительно отличавшиеся от предыдущей модификации «Е», включая командирскую башенку нового типа. На этих танках появилась броневая защита воздухозаборов тормозной системы и системы управления; люки доступа к механизмам системы управления были выполнены из двух частей; основание башни прикрывал специальный профиль, чтобы при попадании снаряда башню не заклинивало. Танки Pz. Kpfw III Ausf. F вооружались 37-мм пушкой с, так называемой, внутренней маской, а 100 машин этой же модели получили 50-мм пушку с внешней маской.
Выпуск танков модели «G» начался в апреле - мае 1940 года, и к февралю 1941 года 600 танков этого типа поступили в танковые части вермахта. В качестве основного вооружения они получили 50-мм танковую пушку KwK 38 с длиной ствола в 42 калибра, разработанную фирмой Krupp в 1938 году. Одновременно началось перевооружение этим орудием ранее выпущенных танков моделей «Е» и «F». После перевооружения масса танка возросла до 20,3 тонн. К задней стенке башни крепился дополнительный ящик для снаряжения, получивший ироничное название «сундук Роммеля». Танки этой модели позднего выпуска имели командирскую башенку нового типа, унифицированную с командирской башенкой танка Pz. Kpfw. IV, снабженную пятью перископами. Кроме того, 54 танка Pz. Kpfw III Ausf. G (trop) были изготовлены в тропическом исполнении. Они отличались улучшенной системой охлаждения и воздушными фильтрами. В октябре 1940 – апреле 1941 года фирмы MAN, Henschel, Alkett, Wegmann, MNH и MIAG производили танки модели «Н». К апрелю 1941 года было построено 310 машин из 759 заказанных в январе 1939 года. Танк этой модели получил улучшенную конструкцию башню, в которой члены экипажа, находившиеся в ней, вращались вместе с башней, а позже – дополнительную 30-мм лобовую броневую плиту. Увеличение массы танка и использование гусениц шириной 400 мм обусловило установку на поддерживающих и опорных катках специальных направляющих, которые увеличили диаметр катков на 40 мм. Для устранения чрезмерного провисания гусеницы, передний поддерживающий каток сместили вперед. У основания башни монтировался угловой профиль, защищавший его от снарядов. Свое боевое крещение танки Pz. Kpfw III Ausf. H получили на Восточном фронте в ходе операции «Барбаросса» летом 1941 года.
К моменту вторжения в СССР Pz. Kpfw. III был основным образцом бронетанковой техники танковых частей вермахта. На 22 июня 1941 года в германских танковых дивизиях на Восточном фронте насчитывалось около 1000 машин этого типа, что составляло около 28 % от общего числа танков, воевавших против Советского Союза. В составе танкового батальона Pz. Kpfw. III входили в роту средних танков (три взвода по пять танков плюс два - во взводе управления). Таким образом, в танковой дивизии вермахта летом 1941 года на вооружении состояло от 106 до 159 танков Pz. Kpfw III. Следующей серийной версией стали танки Pz. Kpfw III Ausf. J, выпускавшиеся с марта 1941 по июль 1942 года. Лоб и корма этой машины были защищены 50-мм броней. Бронирование бортов и башни составило 30 мм. Броневая защита маски пушки увеличилась на 20 мм. Среди прочих усовершенствований: введен новый смотровой прибор механика-водителя с бинокулярным перископом, новая шаровая установка курсового пулемета, новые воздухозаборники для охлаждения тормозов и бортовых редукторов. Двухстворчатые крышки люков доступа к трансмиссии заменены одностворчатыми, воздушные фильтры перенесены с моторной перегородки на карбюраторы, изменены конструкции буксирных крюков. С апреля 1942 года маска пушки и верхний вертикальный лобовой лист бронекорпуса усиливались дополнительными разнесенными 20-мм экранами, и общая толщина брони стала составлять 50+20 и 30+20 мм. Столкнувшись на Восточном фронте с новыми советскими танками Т-34 и КВ, немцы поняли, что снаряды 50-мм короткоствольной пушки их танка Pz. Kpfw III не могут причинить им вреда, если только не расстреливать их почти в упор. Первоначально танки Pz. Kpfw III Ausf. J вооружались 50-мм пушкой KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 года, на них стали монтировать новую длинноствольную 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров, бронебойный снаряд которой с расстояния 500 м пробивал броневой лист толщиной 75 мм, а подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником – 94 мм. Всего было изготовлено 1549 машин Pz. Kpfw III Ausf. J с пушкой KwK 38 L/42 и 1067 танков Pz. Kpfw III Ausf. J1 с пушкой KwK 38 L/60. Появление нового варианта Pz. Kpfw III Ausf. L было связано с неудачной установкой на шасси танка Pz. Kpfw III Ausf. J стандартной башни от танка Pz. Kpfw IV Ausf G, что заставило начать производство новой серии модернизированных танков, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 L/60. По сравнению с предыдущими вариантами они имели усиленное бронирование пушечной маски, одновременно служившей и противовесом удлиненному стволу орудия KwK 39 L/60. Лоб корпуса и башни были защищены дополнительными 20-мм бронелистами. Смотровая щель механика-водителя и маска курсового пулемета MG 34 находились в отверстиях в лобовой броне. Изменения коснулись и механизма натяжения гусениц. Кроме того, была устранена броневая защита основания башни и смотровые щели по бокам башни. Из заказанных 1000 танков Pz. Kpfw III Ausf. L было изготовлено только 653. Последним вариантом танка Pz. Kpfw III с 50-мм пушкой стала модель «М», представлявшая собой дальнейшее развитие Pz. Kpfw III Ausf. L. Они выпускались с октября 1942 по февраль 1943 года. Первоначальный заказ на новые машины составил также 1000 единиц, но, учитывая преимущества советских танков Т-34 и КВ над Pz. Kpfw. III с 50-мм пушкой, заказ вскоре сократили до 250 машин. Часть остальных танков была переделана в САУ Stug III и огнеметные танки Pz. Kpfw. III (FI), а остальные – в штурмовые танки модели «N», оснащенные 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра. Перевооружению подверглись 450 машин модели «L», а позже - еще 215 танков модели «M».
По сравнению с вариантом «L» танки Pz. Kpfw. III Ausf. M имели следующие отличия: лобовая броня башен усилена до 57 мм; по обеим сторонам башни устанавливались строенные дымовые гранатометы NbKWg калибра 90 мм; монтировался противовес пушки KwK.39 L/60, а в боковых листах бронекорпуса убрали эвакуационные люки. Кроме того, с марта 1943 года танки Pz. Kpfw. III Ausf. М стали выпускать с фальшбортами – 5-мм стальными листами, защищавшими машину от кумулятивных снарядов. Танки Pz. Kpfw. III последнего серийного варианта Ausf. N имели такой же корпус и башню, как и машины моделей «L» и «М». Для их производства было использовано (соответственно) - 447 и 213 шасси и башен обоих вариантов. Кроме 75-мм пушки KwK 37 L/24, танки Pz. Kpfw III Ausf. N получили видоизмененную маску пушки и цельный люк командирской башенки, бронирование которой достигло 100 мм. Смотровую щель справа от орудия ликвидировали.
Производство танков этой модели осуществлялось с июня 1942 года и вплоть до августа 1943 года. Всего было выпущено 663 машины, а еще 37 танков были переоборудованы в модель Ausf. N в ходе ремонта танков Pz. Kpfw. III ранних вариантов. Средний танк Pz.Kpfw. III стал первым по-настоящему боевым танком вермахта и с 1940 до начала 1943 года являлся основным средним танком немецкой армии, который использовался на всех театрах военных действий – от Восточного фронта до африканской пустыни. Танки Pz.Kpfw. III различных модификаций выпускались с 1936 по 1943 год фирмами Daimler-Benz, Henschel, MAN, Alkett, Friedrich Krupp AG, FAMO, Wegmann, MNH и MIAG. Всего было изготовлено 5865 танков Pz.Kpfw. III двенадцати модификаций. Наряду с линейными танками, было выпущено 5 типов командирских танков общей численностью 435 штук; еще 262 танка Pz. Kpfw. III были переоборудованы в машины управления артиллерийским огнем Pz.Beob.Wg. III (Sd Kfz 143), а 150 танков - переделаны в ремонтно-эвакуационные машины. В дальнейшем продолжалось лишь производство САУ на его базе. К марту 1945 года в составе действующей армии насчитывалось 164 танка Pz.Kpfw. III, и еще 328 - в армии резерва.
Компоновка танка Pz. Kpfw. III была традиционной для немцев – с передним расположением трансмиссии (что упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание); отделения управления и боевого отделения - в средней части и моторного отделения в кормовой части. Форма бронекорпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска Pz. Kpfw. III. Экипаж Pz. Kpfw. III состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трехместной башне. Это количество членов экипажа стало стандартным на всех других германских средних и тяжелых танках. Таким образом, уже с середины 1930-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа. Танк Pz. Kpfw. III состоял из: бронекорпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Корпус и башня были сварены из листов броневой хромо-никелевой стали с поверхностной закалкой. Бронирование корпуса и башни было одинаковым - 30 - 50 мм. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а отдельные части корпуса соединялись заклепками и болтами. Так, подбашенная коробка танка соединялась с корпусом болтовыми соединениями.
Внутри корпус машины делила переборка. Лобовой лист подбашенной коробки имел небольшой наклон и был ослаблен смотровым люком механика-водителя и шаровой установкой курсового пулемета. В передней части крыши бронекорпуса над силовой передачей имелись люки для доступа к ней. Башня сварная. На обоих бортах башни имелись люки для входа и выхода экипажа. Лобовая часть башни была закрыта маской, в которой монтировались - 50-мм танковая пушка KwK 39 L/60, 7,92-мм пулемет MG. 34 и телескопический прицел. На крыше башни установлена неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями, закрытыми стеклами «триплекс». Механизм поворота башни механический двухступенчатый с двойным управлением: от наводчика и от командира машины. Прицелы - телескопический, шарнирный и механический. Все танки Pz. Kpfw. III оснащались радиостанцией FuG. 5, размещенной слева от стрелка-радиста. Дальность действия радиостанции - 6,4 км - в режиме телефона и 9,4 км - в режиме телеграфа. Внутренняя связь между тремя членами экипажа осуществлялась с помощью ТПУ, а с заряжающим - с помощью светосигнального прибора.
В силовом отделении монтировался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель «Maybach» НL 120 TRМ жидкостного охлаждения, связанный с силовой передачей длинным карданным валом, проходящим через все боевое отделение. На танке установлена механическая 10-скоростная (10 - вперед и 4 - назад) безвальная коробка передач «Maybach-Variorex» SRG 328-145 с синхронизирующим устройством и полуавтоматическим пневмогидравлическим преселекторным управлением; а также двухдисковый главный фрикцион с дисками, работающими в масле. Механизм поворота планетарный одноступенчатый с колодочными тормозами, остановочные тормоза тоже - колодочные. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах и упругими (резиновыми) упорами на всех узлах подвески. Гусеничный движитель (применительно к одному борту) состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных и трех поддерживающих катков; задних направляющих колес со стальным ободом; передних ведущих колес со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатой гусеницы из 93 – 94 одногребневых траков шириной 380 мм с открытым шарниром. Технически Pz. Kpfw. III был современным танком – надежным и легко управляемым. На нем впервые были использованы такие новшества, как сервопривод рычагов управления, планетарный механизм поворота, торсионная подвеска опорных катков, и др. В то же время эта машина имела недостаточную подвижность и низкую проходимость. Модернизации лишь усиливали броню и вооружение, а моторная группа ни разу не совершенствовалась. Поэтому масса танка постоянно увеличивалась, а удельная мощность двигателя, соответственно, снижалась. Из-за отсутствия конструктивных резервов Pz. Kpfw. III, немецким конструкторам так и не удалось уравнять этот танк по боевым качествам с Т-34.
В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируются два средних танка Pz.Kpfw. III. Один из них Pz. Kpfw. III Ausf. J1, смонтированый из отдельных частей и деталей. Башня этого танка была передана музею в 1998 году криминальной милицией г. Санкт-Петербурга (г. Колпино). Корпус танка был обнаружен на месте боев 1943 года у пос. Фарфорист Чудовского района Ленинградской области поисковой группой «Высота» под руководством В.Н. Дудина (г. Санкт-Петербург) и передан музею в 2000 году.
Реставрационно-восстановительные работы проведены в 2001 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка). Второй разрушенный танк Pz. Kpfw III Ausf. L, из состава армейской группы генерала Гота (4-я танковая армия вермахта), обнаружен на местах боев 1942 - 1943 годов в районе хутора Гуреев (пойма р. Сал) Дубовского района Ростовской области военно-патриотической организацией «Наследие», под руководством Максимова А.Н. и передан в дар музею в 2002 году администрацией Дубовского района Ростовской области