Легкий танк Прага 38-Т (Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F) (Чехословакия)




Танк был разработан и создан в Чехословакии в 1937 году фирмой ČKD (Чешско-моравская Колбен-Данек). Трамваи именно этой компании были широко известны по всему Советскому Союзу в послевоенное время, а один из ее основателей Эмиль Колбен, считается пионером электротехники наравне с Николой Тесла и Томасом Эдисоном.

Однако танки, носившие название LT vz.38, так и не успели послужить чешской армии. Оккупация Чехии и Моравии Третьим Рейхом предопределили дальнейшую судьбу танка. Благодаря выдающемуся сочетанию броневой защиты, подвижности и огневой мощи машиной заинтересовались немецкие военные. Таким образом, немецкие вооруженные силы стали использовать этот танк во многих следующих военных кампаниях: вторжения в Польшу, Данию, Норвегию, Францию и в СССР.

На момент начала операции «Барбаросса» чешские танки уже устарели. Хотя они превосходили или сражались на равных с советскими танками типов Т-26, БТ-7 и плавающими Т-38 и Т-40, на начало Великой Отечетсвенной войны у РККА на вооружении находились Т-34 и КВ-1, с которыми выступать в прямое столкновение легкому Pz. 38 (t) было бессмысленно. Вторую жизнь танк получил уже как основа для самоходных орудий «Мардер» и «Хетцер». Эти противотанковые САУ прослужили уже до конца войны, доказывая успешность чешского проекта танка.

Танк, представленный в экспозиции, относится к модификации «E». Эта модификация отличается усиленной лобовой броней корпуса и башни, а также усиленной боковой броней башни. Была усовершенствована ходовая часть, чтобы выдержать возросший вес.

Эта машина была подбита советскими артиллеристами в районе Мясного Бора Новгородской области в 1942 году и состояла на вооружении 12-ой танковой дивизии вермахта.