Легкий штурмовой танк Тип 4 Ке-Ну (Япония)


Годы  выпуска – 1944 - 1945

Всего выпущено – около 100 ед.

Масса в боевом положении, т – 8,4

Мощность двигателя, л.с. –120

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 40

Запас хода по шоссе, км  - 210

Экипаж, чел. -  3

Вооружение:  47-мм пушка, 2х7,7-мм пулемета тип «97»

Боекомплект, выстр/патр. -  120/4035

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 12/25


Еще в 1941 году на базе легкого танка «Ха-Го» тип «95» был  разработан специальный легкий «штурмовой» танк, получивший обозначение «Ке-Ну» (легкий десятый) тип «4». Однако, из-за отсутствия потребности войск в подобном танке, его приняли на вооружение в японской армии только в 1944 году, и тогда же освоили производство малыми партиями с использованием имевшихся в наличии корпусов легких танков «Ха-Го». Всего в 1944 – 1945 годах было изготовлено примерно 100 танков «Ке-Ну» тип «4». Основным отличием танков «Ке-Ну» тип «4» являлась двухместная башня с 57-мм пушкой, взятая без изменений со среднего танка «Чи-Ха» тип «97». На танках «Ке-Ну» использовался задел башен от танков «Чи-Ха», образовавшийся в результате модернизации в 1943 – 1944 годах, когда эти машины доводили до уровня «Шинхото Чи-Ха». Кроме того, с учетом  налаживания выпуска этих танков только в последние месяцы Второй мировой войны, было изготовлено и небольшое количество танков «Ке-ну» с  использованием башен от средних танков «Шинхото Чи-Ха» тип «97» с 47-мм танковой пушкой тип «1».

Экипаж танка «Ке-ну» мог состоять как из четырех человек: командира танка, заряжающего, механика-водителя и техника-стрелка, так и из трех человек - по образцу танка «Ха-Го» (командир, водитель и техник-стрелок). Корпус танка «Ке-Ну» тип «4» имел клепаную конструкцию из катаных листов броневой стали, для сборки применялись клепки с пулестойкими головками. Число литых деталей в конструкции корпуса было сведено к минимуму, при этом широко применялись гнутые листы (рубка механика-водителя и борта корпуса в районе башни). Для доступа к трансмиссии в носовой части корпуса имелось два одностворчатых люка. Доступ экипажа в отделение управления осуществлялся через люк  механика-водителя, также у него имелся передний смотровой лючок и сигнальный лючок на крыше рубки. В рубке стрелка, расположенной в левой части лобового листа корпуса, располагалась шаровая опора для  7,7-мм танкового пулемета тип «97», а сам пулемет имел защитный кожух ствола. На танке устанавливалась двухместная башня клепаной конструкции, борта которой были выполнены гнутыми. Крыша башни состояла из двух листов, соединенных  сваркой. Как и на корпусе, литые детали в конструкции башни практически не применялись, за исключением орудийной маски. В башне размешалось два члена экипажа: справа от пушки - командир, слева - наводчик.

Основное вооружение танка состояло из 57-мм полуавтоматической танковой пушки тип «97» с вертикальным клиновым затвором. Для удобства наведения маска с орудием крепилась на цапфах, что позволяло производить точную наводку пушки, не поворачивая башню. Установка 57-мм орудия в башне «Ке-ну» допускала его качание в горизонтальной плоскости в пределах ± 5°. Угол подъема орудия составлял +2°, снижения - 9°. Масса 57-мм  осколочно-фугасного снаряда составляла 2,7 кг, а начальная скорость - 420 м/с.  В корме башни в шаровой  опоре крепился второй танковый пулемет тип «97», также имевший защитный кожух ствола.  На крыше башни располагалась командирская башенка с большим двухстворчатым люком для выхода экипажа, отличавшимся по конструкции от того, что использовался на танках «Чи-Ха» тип «97». В крышке люка командира монтировался перископический прибор наблюдения и имелось отверстие для сигнализации флажками. В отдельных случаях на танк «Ке-ну» могла устанавливаться радиостанция с поручневой или со штыревой антенной. Кроме того, на специальном вертлюге на крыше башни перед люком наводчика мог монтироваться  зенитный пулемет.

На танке устанавливался 6-циллиндровый 2-тактный дизельный дивгатель воздушного охлаждения фирмы «Мицубиси» NVD6120 мощностью 120 л.с. Доступ к двигателю осуществлялся через двустворчатый люк на надмоторной плите. Для доступа к аккумуляторам в верхней кормовой плите имелся небольшой лючок. На корпусе было установлено четыре надгусеничные полки. На левой кормовой полке крепился ящик ЗИП и шанцевый инструмент, а на правой - располагался глушитель. На танке «Ке-Ну» тип «4» использовалась подвеска по схеме Хара с упругими элементами в виде пружин, расположенными в горизонтальном положении вдоль корпуса. Танк имел по четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка  (применительно к одному борту), попарно сблокированных в две тележки. Ведущие колеса  переднего расположения (с цевочным зацеплением), направляющие колеса - заднего расположения. С каждой стороны имелось по два сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка. На танке использовались литые траки шириной 250 мм. Каждая мелкозвенчатая гусеница  с открытым шарниром  и одним гребнем состояла из 97 траков.

Легкий «штурмовой» танк «Ке-Ну» отличался малой массой, легким бронированием, удовлетворительной подвижностью. Шасси этих боевых машин были приспособлены к условиям местности, на которой им предстояло действовать. Удельное давление на грунт колебалось в пределах 0,7-0,8 кт/кв.см, что обеспечивало  танкам  «Ке-Ну» неплохую проходимость.  «Ке-Ну» тип «4», созданные как танки огневой  поддержки, очень ограниченно применялись на заключительном этапе Второй мировой войны в японской  армии, в том числе - на Тихоокеанском театре военных действий и в Маньчжурии, в основном силами морской пехоты, однако их небольшое количество имелось и в подразделениях сухопутных войск японской армии. В августе 1945 года, часть этих машин была отправлена в Корею и Манчжурию, где они непродолжительное время участвовали в боях против Красной армии.

Макет одного из таких японских танков «Ке-Ну» тип «4», воссозданный с использованием подлинных фрагментов танка «Ке-Ну», обнаруженных в ходе поисковой экспедиции на Курильские острова Шумшу и Парамушир, экспонируется в  Центральном музее Великой Отечественной войны, куда в 2010 году были доставлены уникальные экспонаты - образцы японской боевой техники. После проведенных реставрационных работ эти экспонаты, и в том числе, макет среднего танка «Ке-Ну», заняли свое место на открытой площадке вооружения, военной техники и инженерных сооружений на Поклонной горе.