Средний бомбардировщик Кавасаки Ki-48 (Япония)
Экипаж - 4 человека
Двигатель – «Накадзима На.115
Мощность - 1150 л.с.
Размах крыла - 17,45 м
Площадь крыла – 40,0 кв. м
Масса пустого самолета – 4550 кг
Масса максимальная взлетная – 6 750 кг
Максимальная скорость на высоте/у земли - 505 / 350 км/ч
Практический потолок – 10 100 м
Максимальная дальность – 2400 км
Вооружение: 3x7,7-мм пулемета «тип 89» или 2x7,7-мм пулемета «тип 89» и 1х12,7-мм пулемет «тип 1»
Максимальная бомбовая нагрузка - 800 кг.
В начале японо-китайской войны в 1937 году японцы впервые столкнулись с советским скоростным бомбардировщиком Туполева СБ, поставлявшимся в ВВС Китая. Уже в первых воздушных боях бомбардировщик СБ показал себя практически неуязвимым для японских истребителей, так как его скоростные характеристики были аналогичны скорости новейшего истребителя Накадзимы Ки.27. Поэтому, впечатленный летно-техническими характеристиками СБ воздушный штаб Японской армии, потребовал создать подобный самолет. Уже в декабре 1937 года авиастроительная фирма «Кавасаки Кокуки Коге К.К.» получила заказ на разработку двухдвигательного легкого бомбардировщика, способного развивать на высоте 3000 м максимальную скорость 480 км/ч, а крейсерскую - 350 км/ ч; набирать высоту 5000 м за 10 минут и нести 400 кг бомб. Предполагалось, что его оборонительное вооружение будет состоять из трех - четырех 7,7-мм авиационных пулеметов. Отдельно оговаривалась возможность использования самолета в условиях низких температур, т.е. на территориях Северного Китая и советского Дальнего Востока.
В январе 1938 года началась работа в КБ фирма «Кавасаки» над проектом легкого бомбардировщика Ки. 48 под руководством Т. Дои. При создании этого самолета широко использовался опыт, наработанный конструкторами этой фирмы при создании двухмоторного истребителя Ки.45. Новый бомбардировщик, представлявший собой двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом, был спроектирован по схеме среднеплана, что позволило высвободить в фюзеляже место под бомбовый отсек. Он оснащался двумя 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Накадзима На. 25, мощностью 950 л.с., с винтами изменяемого шага. Его экипаж состоял из четырех человек: пилота, штурмана-бомбардира, стрелка-радиста и штурмана-стрелка. Оборонительное вооружение самолета составляли три 7,7-мм авиационных пулемета «тип 89»: носовую установку обслуживал штурман-бомбардир, а стрелок-радист и штурман-стрелок, соответственно, - верхнюю и нижнюю пулеметные установки. Самолет нес бомбовую нагрузку общим весом 300 кг, которая состояла из двадцати четырех 15 кг авиабомб или шести 50-кг авиабомб.
Опытный самолет Ки. 48 совершил свой первый полет в июле 1939 года. Во время летных испытаний этот самолет выполнил все требования задания, а его управляемость и маневренность были отмечены пилотами-испытателями, как очень удачные. Одновременно с этим, проявились и его конструктивные недоработки, и, в первую очередь - флаттер хвостового оперения. Поэтому потребовалось его переделка, и только после того, как стабилизатор подняли на 400 мм и повысили жесткость хвостовой балки, проблему флаттера удалось решить. Летом 1940 года этот самолет был принят на вооружение ВВС японской армии под обозначением «легкий двухмоторный бомбардировщик армейский тип 99 модель I-Ко» (Ки.48-I-Ко) и уже в июле запущен в серийное производство на заводе «Кавасаки» в г. Гифу. А вскоре эти самолеты поступили на вооружение 45-го хикосентая (авиационного полка), сменив устаревшие бомбардировщики Кавасаки Ки.32. Уже осенью того же года, 45-й хикосентай, передислоцированный в Северный Китай, принял участие в боевых действиях. Не встречая серьезного противодействия со стороны китайских ВВС, бомбардировщики Ки.48-I показали себя удовлетворительно. Особенно японские летчики были удовлетворены его скоростными характеристиками - 505 км/ч на высоте 5600 м. Японцы серьезно готовились к будущим боям на Тихом океане, поэтому японские ВВС в полной степени использовали все возможности нового бомбардировщика Ки.48, который использовался не только в качестве фронтового бомбардировщика, но также, и в качестве дальнего и ночного бомбардировщика. В следующем, 1941 году, появилась новая улучшенная модель бомбардировщика Ки.48-I-Оцу, с усовершенствованными пулеметными установками. К началу войны на Тихом океане Ки.48-I стал наиболее распространенным легким бомбардировщиком ВВС японской армии на Тихоокеанском театре военных действий. Он состоял на вооружении в 8-м, 27-м, 75-м и 90-м хикосентаях, воевавших в Бирме, Малайе - против англичан; на Филиппинах - против американцев, а позже - против голландцев в Ост-Индии. В этих боях с союзниками проявились все недостатки Ки.48-I, так, его скорость не позволяла уходить от истребителей союзников, а отсутствие бронезащиты экипажа и протектирования баков делали его очень уязвимым. Поэтому японцам для снижения боевых потерь пришлось эти самолеты перевести в разряд ночных бомбардировщиков, что сразу же снизило их эффективность их действия. Всего до июня 1942 года было выпущено 557 бомбардировщиков Кавасаки Ки.48-I-Ко и Ки.48-I Оцу.
Однако к этому времени КБ фирмы «Кавасаки» разработала новый вариант Ки.48, который получил вместо двигателей На.25 новые, более совершенные 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Накадзима На.115 мощностью 1150 л.с., с двухскоростным нагнетателем. Первый полет Ки.48 - II совершил в феврале 1942 года. Внешне бомбардировщик Ки.48-II отличался от своего предшественника удлиненным и усиленным фюзеляжем, получившим для улучшения устойчивости килевой гребень. Кроме того, в Ки.48-II устанавливались протектированные листовой резиной топливные баки и бронированные сидения для экипажа: 12,5-мм бронеспинка штурмана-бомбардира; 6,5-мм броневая плита сидения пилота и 16,5-мм бронеспинка, а также 16,5-мм бронеплиты для защиты боекомплекта. Уже в апреле самолет Ки.48-II был запущен в производство под обозначением «двухмоторный легкий бомбардировщик армейский тип 99 модель II-Ко», а вскоре появилась его вторая модель - Ки-48-II-Оцу, в варианте пикирующего бомбардировщика, с воздушными тормозами в виде решеток, смонтированными под крылом. Несмотря на то, что бомбовая нагрузка у Ки.48-II существенно возросла до 800 кг (вдвое - по сравнению с его предшественником), она была все-таки очень мала, и в этом отношении японский самолет сильно уступал бомбардировщикам союзников.
К его крупным недостаткам также относилось и слабое оборонительное вооружение. Кроме того, к середине 1943 года Ки.48-II имел малую скорость, становясь легкой добычей для истребителей союзников. Поэтому в ходе боевых действий в Новой Гвинее японцы потеряли в воздухе и на земле очень много бомбардировщиков Ки.48, а все попытки японских авиаконструкторов усилить вооружение этого самолета закончились неудачей, хотя в 1943 году появилась третья модель бомбардировщика Ки.48-II-Хой. В этом самолете, верхняя пулеметная установка взамен 7,7-мм пулемета «тип 89» получила 12,7-мм авиационный пулемет «тип 1», а в дополнение к носовому и нижнему 7,7-мм пулеметам в кабине штурмана-бомбардира разместили третий 7,7-мм пулемет - для стрельбы через боковые окна. Однако, несмотря на все доработки, к этому времени Ки.48-II уже явно устарел, и в октябре 1944 года, после выпуска 1408 самолетов, его производство было прекращено. В то же время, Ки.48-II в 1944 – 1945 годах еще активно использовался пикирующего бомбардировщика на Филиппинах, и в качестве ночного истребителя над Окинавой. Но вскоре большинство оставшихся Ки.48-II были переделаны в самолеты-бомбардировщики для камикадзе, получившие обозначение «специальный армейский штурмовой самолет тип 99» (Ки.48-II КАИ). Их переделкой занимался Первый арсенал армейской авиации. В этом варианте с самолета снималось все лишнее оборудование, а система управления, рассчитанная в серийном исполнении на двух летчиков, переделывалась на одиночное управление. В бомбовом отсеке устанавливалась одна бомба массой 800 кг, а в носовой части самолета монтировалась длинная штанга ударного механизма взрывателя, выступавшая далеко вперед перед фюзеляжем. Всего в 1940 – 1944 годах в Японии было изготовлено 1977 бомбардировщиков Ки.48 всех моделей.
В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется макет легкого японского бомбардировщика Кавасаки Ки. 48, воссозданный с использованием подлинных фрагментов этого самолета, обнаруженных в ходе поисковой экспедиции в 2010 году на Курильские острова Шумшу и Парамушир. После проведенных реставрационных работ эти экспонаты, и в том числе, макет бомбардировщика Кавасаки Ки. 48, занял свое место на открытой площадке вооружения, военной техники и инженерных сооружений на Поклонной горе.