Танк-амфибия Тип 2 Ка-Ми (Япония)


Годы  выпуска – 1942 - 1945

Всего выпущено – 184 ед.

Масса в боевом положении, т – 9,5 / 12,5 (с понтонами)

Мощность двигателя, л.с. – 120

Максимальная скорость по шоссе / по воде, км/ч – 37 / 10

Запас хода по шоссе, км  - 170

Экипаж, чел. -  5

Вооружение:  37-мм пушка, 2х7,7-мм пулемета тип «97»

Боекомплект, выстр/патр. -  132/3550

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм – 13,2/14


В 1941 году на вооружение японской армии был принят плавающий танк «Ка-Ми», созданный фирмой «Мицубиси» на базе основного японского легкого танка «Ха-Го». Он предназначался для поддержки пехоты при проведении морских десантных операций.

Японские конструкторы подошли к созданию плавающих танков еще с конца 1920-х годов, однако эти работы не были удачными, и только когда в 1940 году инициатива разработки перешла к флоту, которому требовалась специальная десантная машина для поддержки обширных планов завоеваний на Тихом океане, они увенчались успехом. В 1941 году фирма «Мицубиси» представила прототип танка «Ка-Ми», конструкция которого была уникальна. В отличие от всех зарубежных образцов плавающих танков, плавучесть которых обеспечивалась внутренним объемом водонепроницаемого корпуса, в японском танке весьма необычным было решение, призванное обеспечить его плавучесть и продиктованное в первую очередь особенностями театра военных действий. Ведь японскому танку, в отличие от европейских «амфибий», приходилось зачастую действовать при сильном волнении и преодолевать на плаву большие расстояния. Поэтому для придания танку необходимых мореходных качеств к его бронекорпусу спереди и сзади на зажимах крепились изготовленные из листовой стали специальные понтоны, наполненные капоком, придававшие «Ка-Ми» обтекаемую кораблеобразную форму.

Передний понтон объемом 6,2 куб.м состоял из двух симметричных половин, разделенных, в свою очередь, на три отсека каждая. Объем заднего понтона был меньше и составлял 2,9 куб.м. Для выхода танка на берег требовалось достаточно пологое дно, но это не было проблемой: берега тихоокеанских островов в большинстве своем являются низкими. На берегу понтоны сбрасывались после высадки при помощи приводимого изнутри корпуса винтового механизма без выхода экипажа из машины, носовой понтон распадался на части и не перегораживая танку путь. В результате, танк «Ка-Ми», хотя и не мог самостоятельно держаться на воде без понтонов, но с ними обладал высокой для своего класса мореходностью и по своим возможностям значительно превосходил плавающие танки традиционной конструкции, способные действовать только в спокойных водах и часто тонувшие даже при небольшом волнении.

Достаточно большой корпус «Ка-Ми» позволил разместить в нем экипаж из пяти человек - водителя, стрелка, механика, командира и заряжающего. Ка-Ми» собирался из броневых листов при помощи сварки, клёпка применялась лишь на крыше корпуса и башне. Сварной герметизированный корпус базового танка был несколько увеличен, он приобрел коробчатую форму с развитыми надгусеничными нишами и спрямленным лобовым листом. На плаву щели и погон башни уплотнялись резиновыми прокладками. Выхлопная труба двигателя была выведена на крышу моторного отделения, а над люком-жалюзи моторного отделения оборудовался обтекаемый воздухозаборный короб, защищенный от брызг крышкой, придававший японскому плавающему танку очень своеобразный вид.

Отсутствие перегородки между двигательным отсеком и боевым отделением значительно облегчало механику доступ к двигателю. Башня – сварная, конической формы, без командирской башенки. Основным вооружением танка, устанавливаемым  в башне, первоначально являлась 37-мм пушка тип 94, аналогичная орудию танка «Ха-Го»» ранних выпусков, но уже вскоре ее заменили длинноствольной 37-мм танковой пушкой тип 1. В боекомплект орудия входили 37-мм  бронебойные и осколочно-фугасные выстрелы. Наведение орудия на цель в вертикальной плоскости осуществлялась наводчиком без каких-либо механизмов при помощи плечевого упора. Вспомогательное вооружение танка  «Ка-Ми» составляли два 7,7-мм пулемета тип 97, один из которых был спарен с 37-мм пушкой, а другой монтировался в лобовом листе бронекорпуса. Еще один, зенитный пулемет мог устанавливаться на кронштейне в кормовой части башни. Однако двухместная же башня, несмотря на увеличение объемов, оказалась все равно тесной для двух человек, что затрудняло командиру наблюдение за полем боя и снижало боевую эффективность танка. Для посадки и высадки экипажа предназначались башенный люк с двухстворчатой крышкой и четыре люка в крыше корпуса. Все танки «Ка-Ми» оборудовались КВ-радиостанцией, а также внутренним телефонным  переговорным устройством. На танках «Ка-Ми» устанавливался такой же, что и у базового «Ха-Го» 6‑цилиндровый двухтактный дизельный двигатель «Мицубиси» NVD 6120 воздушного охлаждения мощностью в 120 л. с.

Движителем танка на воде служили два гребных винта, установленные в нишах под днищем в кормовой части и имевшие привод от двигателя. Трансмиссия состояла из редуктора; механической коробки коробка передач с понижающей передачей (8 - вперед, 2 - назад) и отбором мощности на гребные винты; карданного вала, соединенного коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, и одноступенчатых бортовых редукторов. Существенным изменениям подверглась и ходовая часть, которая хотя и сохраняла блокированную подвеску Т. Хаара - по две двухкатковые тележки с каждого борта, но рычаги и пружины у танка «Ка-Ми» были убраны внутрь бронекорпуса, а направляющие колесо заднего расположения  (ленивец) был опущен на землю, для увеличения площадь опорной поверхности. Мелкозвенчатые стальные гусеницы  с открытым шарниром  и одним гребнем состояли из 103 траков.

  Танки «Ка-Ми» поступали на вооружение частей японской морской пехоты на смену малым танкам тип 94 и легким «Ха-Го» тип 95. Их значительный запас хода на воде, хорошая мореходность и управляемость на плаву, сравнимая с небольшим катером, допускали их  высадку на значительном расстоянии от берега, что позволяло использовать эти танки не только для захвата плацдарма в составе передового эшелона десанта, но и для его расширения.

Впервые несколько предсерийных плавающих танков «Ка-Ми» приняли участие в битве за Гуадалканал в конце 1942 года. В 1943 году, на основании полученного боевого опыта танк «Ка-Ми» подвергся модернизации, в результате которой сзади винтов были устанавлены рули, связанные стальными тросами со штурвалом в башне, так что на плаву машиной теперь управлял командир, а на крыше башни появился новый защитный кожух со смотровыми окнами. В 1944 году японцы активно использовали плавающие танки на Маршалловых островах при обороне авиабазы на атолле Рой в начале 1944 года. Первое массовое применение танков «Ка-Ми» состоялось в том же - 1944 году на Марианских островах, при высадке в десантной операции 15 – 16 июня на остров Сайпан. Оданако, без авиационной и артиллерийской поддержки высадившиеся японский десант, включавший и несколько десятков плавающих танков «Ка-Ми» был быстро уничтожен противотанковой артиллерией и огнем ручных противотанковых гранатометов. Небольшое количество танков «Ка-Ми» не очень удачно использовалось японским 101-м специальным морским десантным отрядом при обороне Филлипин в конце 1944 года. В конце войны отдельные танки «Ка-Ми», как и другая японская бронетехника, использовались в качестве стационарных огневых точек на островах Иводзима и Окинава.

Плавающие танки «Ка-Ми» тип «2» производились мелкими сериями с 1942 года и до  конца войны, общий выпуск составил всего 184 машины, что объясняется сложностью конструкции плавающего танка по сравнению с другими японскими танками, требовавшей большого количества ручного труда при сборке.

Макет одного из таких японских танков «Ка-Ми» тип «2», экспонирующийся в  Центральном музее Великой Отечественной войны, был воссоздан с использованием подлинных фрагментов  танка «Ка-Ми», обнаруженных в ходе поисковой экспедиции в 2010 году на Курильские острова Шумшу и Парамушир.