Паровоз серии ЭУ № 680-96




Проектирование нового типа паровозов началось в Российской Империи в начале 20 века. За основу было взято изобретение австрийского инженера - паровоз с 5 осями класса 0-5-0.

Проектирование было законченно к 1912 году, когда и началось производство новых паровозов типа «Э». Такое обозначение он получил благодаря системе обозначения типов паровозов по буквам алфавита, а буква «Э» осталась последней свободной на тот момент. Паровозы выпускались вплоть до 1957 года. В этот период они выполняли основной объём грузоперевозок на большинстве железнодорожных сетей страны.

Одним из главных достоинств российского паровоза типа 0-5-0 стала возможность всесторонней модернизации и модификации. Помимо 3 основных модификаций паровоза «Э» существовало множество более мелких, связанных с особенностями путей в разных регионах страны.

Модификация «Эу» (усиленный) была создана в 1926 году и стала первым серьезным улучшением паровоза. Были устранены проблема недостаточной температуры пара, увеличен сцепной вес с 80,6 тонн до 85,6. Данная модификация была создана на Брянском паровозостроительном заводе. Всего было изготовлено более 2200 паровозов серии «Эу».

Паровоз серии «Эу» обр. 1926 года (заводской № 680-96), экспонируемый в Музее Победы, построен в 1928 году на Коломенском паровозостроительном заводе, а его тендер (заводской № Э-4017) – в 1929 году. В годы Великой Отечественной войны этот паровоз находился на оккупированной территории, на Юго-Западной железной дороге. В июле 1958 году паровоз передали в распоряжение Белорусской железной дороги, где он проработал до 1991 года, после чего его перевели на территорию экспериментального кольца Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной техники Министерства путей сообщения СССР (станция Щербинка Московской железной дороги). Паровоз «Эу» был передан в дар музею Федеральной службой Железнодорожных войск в 1995 году.