Ручной молот ("Ручная баба")




Хотя к началу Великой Отечественной войны автомобильный транспорт был уже распространен, большая часть всех грузоперевозок и пассажирского потока приходилась на железную дорогу. По сути, именно железные дороги были самыми важными путями сообщения во всей стране. С началом войны немалая важность железных дорог возросла колоссально, как и нагрузка на них. Понимая это, немецкие войска сделали железные дороги, станции и составы своей приоритетной целью. Парализовав главный путь сообщения, можно было с легкостью парализовать и все армии.

К концу лета 1942 года благодаря территориальным завоеваниям армии Третьего Рейха смогли сократить протяженность железнодорожных путей под контролем СССР с 106 100 км. до 41 800 км., а также количество железнодорожной техники в среднем на 17%.

Тем не менее, Советское правительство понимало всю важность именно этих путей сообщения. Поэтому были брошены колоссальные силы не только для восстановления утраченного, но и для улучшения работы сети по всей стране. Своевременные шаги в этом направлении позволили организовать массовую эвакуацию предприятий стран подальше от линии фронта. В общем счете удалось перенести более 2,5 тысяч различных предприятий вглубь СССР. Это был один из ключевых успехов, в будущем обеспечивший победу в войне.

За этим стоит больших масштабов работа железнодорожников, инженеров, рабочих, солдат. Многие трудились, не зная отдыха. Машинисты вели составы посменно, отдыхая в специально отведенных вагонах в движущемся составе. Рабочие без остановки прокладывали новые пути и чинили старые. Заводы выпускали вагоны и паровозы на замену утраченных. Регулировщики заменяли семафоры там, где они были уничтожены или не были введены в строй. Ремонт составов зачастую проходил прямо на путях.

Одним из таких средств героического труда стал ручной молот («ручная баба», как ее называли в просторечии). Такой молот широко использовался в годы Великой Отечественной войны советскими железнодорожными войсками для забивки свай при строительстве и восстановлении объектов железнодорожного транспорта.