Марина Раскова – легендарный штурман
Музей Боевой Славы 125 ГБАП им. Марины Расковой ежегодно проводят Дни памяти, посвященные Герою Советского Союза Марине Михайловне Расковой. Один из таких дней посвящен Дню рождения М. Расковой 28 марта, в этом году исполнилось 112 лет со дня её появления на свет.
«А что же мы знаем о Марине Расковой?»
При каждом посещении музея экскурсоводы напоминают ребятам кто такая Марина Раскова, какие полки ей удалось сформировать. В этом году Совет музея решил проверить эти знания. Вопросов было 16, были варианты ответов. Количество для каждой возрастной группы было разным. Для обучающихся 2-4 классов дали 8 вопросов. Для обучающихся 5-8 классов вопросов было 14. И для обучающихся 9-10 классов – 16 вопросов. Вот вопросы, ответы на которые, порадовали организаторов:
1. «Как называется наш музей». Ответ должен быть таким: музей Боевой Славы 125 гвардейского бомбардировочного авиационного полка имени Героя Советского Союза Марины Расковой.
2. «Какие экспонаты, связаны с именем Марины Расковой». Раритетом нашего музея является книга «Записки штурмана», которую написала Марина Раскова после осуществления беспосадочного перелета по маршруту «Москва – Дальний Восток» в 1938 году. А книга вышла в 1939 году.
3. «Назовите имена летчиц, которые вам известны». Ребята запомнили следующие имена: Евгения Руднева, Лидия Литвяк (Белая Лилия Сталинграда), Екатерина Буданова. Эти имена звучали на музейных уроках по теме «Небесные героини». На квест-игре, посвященной Битве за Сталинград.
4.«Какие общешкольные события посвящаются Марине Расковой и ее полкам?» 90% опрошенных ответили правильно, назвав «общешкольный легкоатлетический кросс», который проводится ежегодно с 2015 года 8 октября. Именно в этот день в 1941 году И.В. Сталин подписал Приказ №0090 «О сформировании трех авиаполков» и поручил это Марине Расковой.
5. Даты рождения и гибели были названы правильно.
6. «Какие увлечения были у Марины Расковой». В первую очередь, ребята назвали «прыжки с парашютом» и «управление самолетом». Конечно, хотелось, чтобы назвали и пение, и игра на фортепиано. Но один проведенный урок ранее, не остался, к сожалению, в памяти учащихся.
7. «Кто такая Марина Раскова». Большинство ответили «летчик». Но ее первая профессия, это штурман.
Остальные ответы показали, что просвещение наших школьников надо продолжать. Немного расстроил выбор ответов, как называли летчиц 125 полка: «ночные ведьмы» или «дневные фурии» или сколько полков сформировала Марина Раскова «один, два, три, четыре».
Совет музеев после подведения итогов предложил вручить Сертификаты знатоков биографии Марины Расковой. Из 229 опрошенных ребят были выбраны 33 лучших. Сертификаты будут вручены на первой общешкольной линейке в четвертой четверти.
Однозначным победителем стала начальник музея Герасимова Настя, которая правильно ответила на все вопросы. «На один балл от нее отстала ученица 7а класса Маша Матвеева, которая не является членом совета музея. А это значит, что наши музейные уроки не проходят даром», - радуются активисты школьного музея.
Кроме данного опроса традицией остается Почетный караул у портрета Марины Расковой в музее. В нем участвуют учащиеся 1 класса. Выбор учеников предоставляется классу и классному руководителю. Ребята уже не один раз были в музее, видели портрет штурмана - летчицы. А вот что это такое Почетный караул, мы рассказываем заранее. Пока готовимся мы не видим никакого смущения или даже страха у ребят. Они сосредоточены на командах. Замечаем, что девочки лучше маршируют, не путают руки и ноги, команды понимают.
Вот какие слова от участников организаторы услышали в этом году после проведения Почетного караула.
Дарина: «Я боялась, чтобы у меня пилотка с головы не упала. Мама высоко косички заплела»
Роман: «Я старался не смотреть на ребят. Мариам все время двигалась и улыбалась. А вы говорили, что улыбаться нельзя»
Ваня: «И я тоже старался не улыбаться. Мне Ольга Васильевна запретила».
Полина: «Музыка грустная. Хотелось плакать. Но мне понравилось. И мама говорила, чтобы я не подвела»
В этот раз мы пригласили в музей весь первый класс, чтобы ребята стали свидетелями Почетного караула. На вопрос «Кто из вас хотел бы стоять в следующем году в Почетном карауле?», почти все ребята подняли руки.
Совет музея предложил этим ребятам выдать Сертификаты участников Почетного караула.
«Хочется отметить, что сохранение школьных традиций, без сомнения, играет положительную роль. Ребята ими дорожат, родители понимают, готовят детей, наставляют. Старшие ребята также помогают, объясняют, почему у нас синие платки и галстуки, что на них изображено, как правильно их сложить. Все это требует бережного отношения. Кажется, что это мелочи, но через них складываются традиции, которыми дорожат и помнят наши выпускники», - поделилась руководитель школьного музея Елена Бердичевская.
Музей Боевой Славы 125 ГБАП им. Героя Советского Союза ГБОУ школа №409 Пушкинского района Санкт-Петербурга