Не стало легендарной летчицы штурмана Галины Павловны Брок-Бельцовой
15 августа не стало легендарной летчицы штурмана 125 полка пикирующих бомбардировщиков Галины Павловны Брок-Бельцовой.
«В феврале мы всем коллективом поздравляли ее с 99-летием и очень надеялись на очную встречу на её вековой юбилей. Но судьба распорядилась по-своему. Ее имя вошло в нашу школьную жизнь. Оно было на устах педагогов и школьников. Ее узнавали на фотографиях. О ней писали исследовательские работы. И мы все с 2015 года рассчитывали, что наша встреча когда-нибудь состоится. Ее напутственные благодарные слова, сказанные в видео-интервью нашему музею, теперь будут путеводной звездой в нашей жизни», -рассказывает руководитель школьного музея Елена Бердичевская.
Давайте еще раз вспомним некоторые факты из ее героической биографии.
Родилась 12 февраля 1925 года в Москве. К началу войны ей было 16 лет. 10 класс. У всех комсомольцев было одно стремление – попасть на фронт. Поэтому в октябре 1941 года, когда немцы рвались к Москве, они всем классом пришли в райком комсомола. «Хотим защищать Москву». Призыву они не подлежали, но как самых спортивных девчонок в классе, их отобрали и направили в авиационное училище. Галина Павловна попала в Московское училище связи, которое готовило радистов, метеорологов для авиации. В 1943 году в училище начался набор курсантов, желающих учиться на стрелков-бомбардиров. И ее, в числе девяти девушек, прошедших комиссию, отправили в Йошкар-Олу в запасной авиаполк. Там их обучали самолетовождению на СБ и ТБ-3, а позже уже на Пе-2.
Из интервью Галины Павловны 20 октября 2013 года «Откровенно о войне» (литературная обработка А. Дранкиной и Н. Аничкиной). Вот, что она сама говорит о самолете Пе-2. «Первое ощущение от Пе-2 – хищник, очень красивая и скоростная машина, но и очень сложная. Без бомбовой нагрузки весит 7 тонн, да еще 1200 кг бомб, а взлетная скорость 280 км/час и вот мы несемся по земле, а взлететь не можем… Многие не выдерживали и с аэродрома уклонялись. Правила самолетовождения, обращение с оружием, полеты, ко всему этому девушки мало-по-малу привыкли. Труднее было с прыжками с парашютом. Ни у кого не было желания прыгать. Но нам прямо сказали: «Кто не совершит прыжка с парашютом, того на фронт не отправим». Этого было достаточно - за один день все «отпрыгались».
В апреле 1944 года ей присваивают звание младшего лейтенанта и направляют в полк Марины Расковой. 6 апреля они прибыли на фронт, под Ельню. Но к боевым действиям не допустили. Изучали карты, сдавали зачеты. И вот первый боевой вылет. Взлетели. Собрались над аэродромом, встали на курс, впереди «старики». Ориентировка очень сложная – на карте деревня, летишь – пепелище – ничего нет, нет деревни. На карте – лес, опушка, летишь - лесок вырублен. Что остается? Дорог много. Все поле изрешечено дорогами, сюда дорога, туда дорога, и даже не поймешь, где основная дорога. И вот пересекли линию фронта. Дымовая завеса. Ориентироваться тяжело. Прилетаем к объекту. А он защищается зенитными установками, начинается обстрел. Разрыв, над тобой черное облако, рядом огненный шар, слева свободно. Куда мы идем? В огненный шар? И вои маневр, но маневрируем не каждый самолет отдельно, а только в строю, умение держаться в тесном сомкнутом строю спасало, потому что – кончился обстрел, жди истребителей. У нас все внимание на бомбометание, а они в это время атакуют. В первый вылет мы бомбили не по прицелам, а по ведущему, мы еще ничего не понимали, только начинали работать в боевых условиях. Отбомбились, сфотографировали, разворачиваемся, идем домой»
Мы познакомили вас только с одним эпизодом военной биографии Галины Павловны. Знакомство мы продолжим на музейных уроках. В заключении приведем слова Галины Павловны, сказанные журналисту в ответ на вопрос: «Согласны ли Вы, что у войны не женское лицо?» Она ответила так: «Да, у войны не женское лицо, война – удел мужчин. Но когда враг напал, когда он бомбит, когда мы в кинотеатре смотрим фильм, а тут, воздушная тревога, нас загоняют в место «Сталинская», а там старики, дети, а мы красивые, сильные, молодые. И вот мы классами уходили защищать Москву. Вопрос – женское ли это дело не стоял. Была война народная. И все, кто мог что-то сделать, уходили воевать»
Звучит, как нельзя, злободневно и сегодня.
Елена Алексеевна Бердичевская, заведующий музеем ГБОУ школа № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга