«Школьный Музей Победы»: сохранить историческую память для молодого поколения
Участники заседания рассмотрели актуальные вопросы сохранения культурной и исторической памяти путем деятельности школьных музеев в России и странах зарубежья и обсудили перспективы выстраивания межрегионального и международного сотрудничества.
Открыл дискуссию Вячеслав Бочаров, Герой России, первый заместитель Секретаря ОП РФ:
«Когда мы говорим о школьных музеях Победы, мы подразумеваем Победу в Великой Отечественной войне. Но мы не закончили жить 76 лет назад, история продолжается. Так в московской школе № 2010 после бесланской трагедии мы организовали музей Беслана, музей тех событий, которые в конечном итоге вошли в федеральный закон № 32 “О днях воинской славы и памятных датах России” как День солидарности в борьбе с терроризмом. Но прошла школьная реформа, сменилось руководство школ, и музей был ликвидирован. Впоследствии мы организовали такой же музей в лицее № 1547, и опять же со сменой руководства музей был уничтожен», — рассказал он.
Вячеслав Бочаров сообщил о том, что 30 августа сотрудники Центра специального назначения традиционно вылетят по приглашению в Беслан. В этом году встречи будут проходить в отреставрированной школе, которая теперь носит имя Героев спецназа России.
«В школе есть 26 именных классов, и музей не замыкается на одном помещении, он находится во всей школе. Это положительный пример. Я желаю вам удачи, успеха и того, чтобы проект “Школьный Музей Победы” жил и работал на благо того, что написано в Стратегии национальной безопасности, которую Президент России Владимир Путин утвердил 2 июля 2021 года», — сказал он.
Игорь Павлов, член-корреспондент Российской академии образования, член Общественного совета Музея Победы, отметил, что программа «Школьный Музей Победы» пользуется особой популярностью среди школ города Москвы.
«Нас поддерживает правительство Москвы, и недаром на сегодняшний день школы, которые в первую очередь приняли участие в программе, выставлялись на площадке Музея Победы, это московские школы. На мой взгляд, департамент образования и науки города Москвы принимает активнейшее участие в формировании общегородской воспитательной среды», — сказал он.
Важность сотрудничества городских властей с Музеем Победы отметил заместитель руководителя департамента образования и науки города Москвы Антон Молев.
«Для нашего департамента и для правительства Москвы в целом сотрудничество с Музеем Победы — это отдельная строка в перечне наших активностей. Весна 2021 года ознаменовалась стартом многих масштабных мероприятий, что стало для нас сигналом о том, что нужно консолидировать все наши наработки, предыдущий опыт и разработать полномасштабную программу взаимодействия», — подчеркнул он.
Советник Департамента по координации государственной политики в исторической и гуманитарной сферах Управления общественных проектов Президента Российской Федерации Юрий Никифоров особо отметил тот факт, что программа «Школьный Музей Победы» полностью соответствует концепции государственной политики в области исторического просвещения и массового патриотического приобщения молодежи к государственным духовным ценностям.
«Она соответствует и содержанию концепции, и всем педагогическим требованиям. Я считаю, что и музейная педагогика, и тот факт, что Музей Победы на наших глазах превращается в методический центр федерального масштаба, это то направление, которое необходимо всячески поддерживать. Необходимо развивать проект “Школьные музеи России” за счет вовлечения в него профессионального сообщества историков. Этот проект подразумевает уважение к исторической памяти, правде фактов и правде документов», — сказал он.
Сергей Костюченко, главный специалист по работе с молодежью Московского городского совета ветеранов, подчеркнул, что первоочередной задачей ветеранского сообщества является сохранение памяти о тех людях, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
«Московский городской совет ветеранов не только принимает активное участие в мероприятиях Центрального музея Победы, но и оказывает поддержку развитию программы “Школьный Музей Победы”, которая как раз направлена на сохранение исторической памяти», — подчеркнул он.
Руководитель Детского центра Музея Победы Елена Слесаренко рассказала о промежуточных результатах реализации программы «Школьный Музей Победы» за период 2019-2021 годов.
«“Школьный музей Победы” — это долгосрочная программа по формированию воспитывающей среды на базе школьных музеев Российской Федерации. За два года существования проекта партнерами программы стали все регионы России, участников проекта, школьных музеев уже более тысячи. Количество участников и партнеров программы постоянно растет. Мы активно используем современные информационные ресурсы: телевидение Музея Победы, официальные сайты музея и проекта «Школьный Музей Победы», в социальных сетях также есть наши официальные страницы», — рассказала она.