Руководитель школьного музея рассказал о самых интересных экспонатах
- Андрей Александрович, какова основная тематика вашего музея и представленной выставки?
- Музей первоначально был посвящен истории моряков, которые служили на подводных лодках типа «С» (средняя). Это героическая и трагическая история, потому что на Балтийском флоте служило 13 подводных лодок данного класса, и в ходе Великой Отечественной войны уцелела только одна, а другие погибли со всеми членами экипажа.
Особый акцент делался на этой единственной выжившей лодке «С» 13, которой командовал Александр Иванович Маринеско. Эта лодка не только выжила, но и проявила себя очень хорошо во время боевых походов. Ее экипаж, и сам Александр Маринеско стали самыми результативными подводниками нашего флота по общему тоннажу потопленных судов. Но постепенно музей перерос свой первоначальный замысел и стал музеем подводников Балтики в целом.
Выставку, представленную в музее, можно разделить на два смысловых блока: первый - это наша основная деятельность - память о моряках Балтики и увековечение памяти о них. Это история нашей школы, начиная с 1942 года. Ведь, как уже говорили сегодня на открытии, именно актив школы стал инициатором создания музея и присвоения Александру Маринеско звания Героя Советского Союза. А вот другой смысловой блок посвящен блокадным событиям, так как мы в ближайшее время будем отмечать 80-летие операции «Искра» и 80-летие прорыва блокады Ленинграда.
- Расскажите о самых интересных, на ваш взгляд, экспонатах.
- Один из главных экспонатов первой части выставки - модель подлодки «С» 13, принадлежавшая писателю Александру Крону. Он был корреспондентом Балтийского флота, служил вместе с Маринеско и начал популяризировать его имя еще в 80-х прошлого века годах. Он также дружил со школой, с музеем. И эту модель передала нам после смерти его вдова.
У нас есть экземпляр книги Александра Крона «Капитан дальнего плавания». Название книги несколько провокационное: Маринеско никогда не был капитаном дальнего плавания - это его детская нереализованная мечта. Вот в честь этой мечты и получила свое название книга.
- На что следует обратить внимание во второй части выставки?
- Во втором смысловом блоке, посвященном блокадным событиям, обращают на себя внимание документы 182-й и 189-й ленинградских школ: ведомость учета успеваемости учащихся - школа не прекратила свою работу ни на один день, даже в самую суровую блокадную зиму 1941-1942 годов. Обратите внимание на книгу приказов по школе, которые страшны своей обыденностью: "уволен в связи со смертью" или "уволен в связи с эвакуацией". Не все педагоги пережили первую блокадную зиму.
Важный экспонат выставки - коробка, принадлежавшая Всероссийскому институту растениеводства имени Вавилова для хранения семян. Во время блокады ни одно зернышко не было съедено. Сотрудники буквально умирали от голода, они вели непримиримую борьбу с крысами, но селекционные семена сохранили до окончательного снятия блокады.
- Обращают на себя внимание простые бытовые предметы, которым, кажется, не место в музее.
- Да, это предметы быта: елочные игрушки, кофейная пара, которые пережили блокаду вместе с ленинградской семьей. Представлены сотрудником нашей школы Татьяной Хохловой. Эти предметы хранятся в ее семье как настоящие реликвии.
И обратите внимание на еще один блок - непосредственно операция «Искра». Ее первым итогом стала возможность пробить сухопутный путь к Ленинграду по побережью Ладоги - дорогу Победы. Сохранились документы о строительстве, приемке и эксплуатации военных дорог в 1942 году.
Сохранились и предметы, принадлежавшие участникам операции «Искра»: медаль "за оборону Ленинграда", фотокарточка, сделанная в ателье "Ленфронт" в январе 1942 года. Мы бережно храним и вещи погибшего участника операции «Искра» - пряжку ремня, монетку и перочинный нож, найденные в его кармане.
Также на нашей выставке вы сможете увидеть и массу других интересных вещей - настоящих раритетов эпохи Великой Отечественной войны.
Источник РИА Победа.РФ