Петербург принял правнуков черкесов, спасших ленинградских детей во время Великой Отечественной войны
Командир экспедиционного отряда патриотического движения «Оборонная тропа» Сергей Телешов рассказал, что при поддержке городских Комитетов по внешним связям, социальной политике, участии муниципальных властей аула для ребят в возрасте от 10 до 17 лет подготовили обширную программу. Они побывали на Пискаревском мемориальном кладбище, в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда», Кронштадте и так далее. Посетили парад Победы на Дворцовой площади.
«У меня появилась идея – пригласить потомков тех людей, которые приютили ленинградских детей, к нам, в Петербург. Детей в возрасте от 10 до 17 лет, чтобы они могли прочувствовать то, что они увидят. В итоге этот проект поддержали. Муниципальные власти аула проделали большую подготовительную работу, и при участии наших городских комитетов удалось реализовать проект. Привезли 27 правнуков тех, кто спас ленинградских детей, и 5 внуков спасенных», – сообщил Сергей Телешов.
Подвиг настоящих людей
В 1942 году из блокадного Ленинграда отправили несколько эшелонов с эвакуированными детьми. Один из них был разбомблен фашистами в Армавире. Выживших посадили на подводы и отправили в предгорье Кавказа. Планировалось, что через горные перевалы обозы смогут добраться до Грузии. Один из обозов, не доехав до Черкесска, остановился на отдых на окраине аула Бесленей.
Когда местные жители увидели изможденных голодных детей, они постарались помочь им, но было очевидно, что долгую дорогу выдержат далеко не все. В самом ауле в основном оставались женщины, дети и старики, мужчины ушли на фронт. Тогда староста посоветовал усыновить ослабевших ленинградских детей.
«Немцы пришли в аул спустя несколько дней после прибытия обоза. Там больше тысячи домов, но за все время оккупации никто не выдал ленинградских детей. Малышам дали черкесские имена, отчества, фамилии. В хозяйственных книгах староста прописал их как детей той или иной семьи. Так, Виктор стал Рамазаном, Катя – Фатимой. Фашисты устраивали обыски, грозили расстрелом, если найдут чужих. Несмотря на риск, 32 ребенка были спасены. А позже спасенных детей стали называть «ленинградские черкесы». Жители не просто спасли детей, но и выкормили их, дали образование», – рассказал Телешов.
Сегодня в ауле стоит памятник матери-черкешенке. Надпись на нем гласит: «Посвящаем жителям аула Бесленей, принявшим в 1942 году и воспитавшим нас – детей блокадного Ленинграда».
Память о героях
Еще в 80-е годы прошлого века в Карачаево-Черкесии энтузиасты-альпинисты начали создавать мемориал «Оборонная тропа» протяженностью около 40 км. На горных перевалах, где шли кровопролитные бои с немцами, активисты устанавливали памятные знаки.
В 2004 году при поддержке легендарного ленинградца – почетного гражданина Санкт-Петербурга участника войны на Кавказе Михаила Боброва начался новый этап проекта «Оборонная тропа». Ежегодно петербургские школьники под руководством Сергея Телешова проходят тропами памяти по Кавказским горам, где ремонтируют и устанавливают новые памятные знаки на местах боев в годы войны. Участники «Оборонной тропы» не раз посещали аул Бесленей и общались с его жителями, совместно принимали участие в акциях памяти.
Подробнее о движении «Оборонная тропа» читайте тут.
Источник: