Изобразительные материалы

Арендт А.А. - Генерал Доватор Л.М. 1942 - Бюст. Бронза, литье. 36х31х19 см


Арендт А.А. - Генерал Доватор Л.М. 1942 - Бюст. Бронза, литье. 36х31х19 см

«Имена наших дивизий и полков войдут в историю. Ведь жизнь короткая, а слава – долгая».

Л.М. Доватор

Биографию генерала Доватора можно прочесть в любой энциклопедии, о его боевых заслугах рассказывается в сводках и донесениях, хранящихся в военных архивах. О нем и его гвардейцах написаны роман П.И. Федорова «Генерал Доватор» и мемуары С.Н. Севрюгова «Так это было…». Доваторцам и их командиру посвящали свои произведения живописцы и графики. Наиболее известны «Кавалерийский рейд Л.М. Доватора» (1942) П.П. Соколова-Скаля, «Рейд конников Доватора» (1942) П.А. Кривоногова, «Портрет генерала Л.М. Доватора» (1942) В.Н. Яковлева. В скульптуре над образом Доватора работал А.В. Грубе, который в 1942 году создал гипсовый портрет генерала. Во время Великой Отечественной войны в честь Л.М. Доватора назвали советскую военную технику (танк Т-34).

Возможно, идея создания бюста возникла у А.А. Арендт после выпущенной 28 ноября 1942 года почтовой марки «Генерал-майор Л.М. Доватор (1903–1941)».

Лев Михайлович Доватор (1903–1941) – военачальник, генерал-майор, Герой Советского Союза (посмертно). В РККА – с 1924 года. В начале Великой Отечественной войны командовал кавалерийской группой, совершавшей рейды по тылам противника в Смоленской области и участвовавшей в обороне Москвы на Волоколамском направлении. С ноября 1941 года возглавлял гвардейский кавалерийский корпус. Погиб в бою на подступах к городу Рузе Московской области.

Доватора любили, почитали и уважали боевые товарищи, вспоминали любимого командира как «отечески душевного в общении с солдатами и предельно строгого, если речь шла о выполнении боевого задания». Гитлеровцы же боялись и ненавидели, обещая за его голову сто тысяч рейхсмарок.

Из воспоминаний А. Ефремова о Л.М. Доваторе: «Со студенческой скамьи я попал в корпус генерала Доватора младшим врачом полка. Мы все очень любили генерала. Это был человек невероятной смелости и отваги, человек огромного таланта и ума. Подумайте, ему было всего тридцать восемь лет! Мы благополучно возвратились из глубокого рейда, с боями прошли по тылам фашистов. А вот в контрнаступлении, на подходах к Рузе, головной отряд, в котором был Лев Михайлович, у деревни Палашкино попал под кинжальный пулеметный огонь. Лошадь генерала была сразу убита, он успел соскочить с нее, встал, в тот же момент пулеметная очередь сразила его, и он упал на снег. Я ехал недалеко от него и карьером бросился к нему на помощь. У него было ранение грудной клетки и позвоночника. Когда я перевязал его, он умер на моих руках. Я хотел было вынести его, но в этот момент сам был ранен разрывной пулей в руку, сразу упал. Стреляли, как видно, с близкого расстояния. Очнулся я уже на нашей стороне, за Рузой, в медсанбате. Мне потом рассказывали, что казаки, разъяренные гибелью любимого генерала, бросились как один в атаку на гитлеровцев и смели их начисто».

Генерал-майор Л.М. Доватор воевал на фронтах Великой Отечественной войны всего пять месяцев, но даже за этот короткий срок он встал в ряд прославленных героев – защитников Родины, сделавших все, чтобы приблизить Великую Победу.


Арендт Ариадна Александровна (1906–1997).

Скульптор, график

В 1923–1926 годах училась в Симферопольском изотехникуме у Н.С. Самокиша и И.Я. Иткинда. В 1928–1930 годах – во ВХУТЕИНе у Н.И. Нисс-Гольдман, В.И. Мухиной, И.М. Чайкова, С.Ф. Булаковского, И.С. Ефимова и В.А. Фаворского. В 1930–1932 годах – в Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), выделенном из Академии художеств в Ленинграде (куда перевели скульптурный факультет ВХУТЕИНа) у А.Т. Матвеева.

С лета 1932 года работала на заводе, где изготавливали скульптурные фигуры в цементе, в должности руководителя цеха чеканки. Одновременно работала над изготовлением моделей для Гжельского керамического завода. В Гжели тиражировались ее работы. В 1942–1943 годах она была штатным художником завода.

Участник выставок с 1933 года. Член Союза художников с 1934 года. В конце 1936 года, попав надолго в больницу им. С.П. Боткина, лепила портреты медперсонала. С началом войны, когда в госпиталь при больнице стали поступать раненые, темой ее творчества стали защитники Родины.