Во время Великой Отечественной войны дрессированные четырехлапые бойцы активно помогали саперам обезопасить самые сложные и недоступные объекты. За годы военных действий около 6 000 животных-миноискателей обезвредили более четырех миллионов мин. Проверенные собаками территории считались более безопасными, чем те, которые исследовали люди. Миноискатели саперов могли обнаружить мины только в металлических контейнерах, в то время как служебные собаки распознавали запах взрывчатки в любых емкостях. Многие собаки-саперы заслуживают низкого поклона за свои многочисленные подвиги, но самым известным из них был кобель восточноевропейской овчарки Джульбарс. Кличка «Джульбарс» была довольно распространенной, особенно после одноименного фильма 1935 года об отважной пограничной овчарке. Портрет Джульбарса скульптор Н.И. Атюнин выполнил в только что освобожденном от немцев Севастополе. Во время сражений Джульбарс вытащил с поля боя много раненых воинов, сам был неоднократно ранен. Пока скульптор работал над портретом, рядом с собакой все время находился хозяин, с которого она не сводила глаз, этот момент и запечатлен скульптором. Остается только предполагать, что изображенная скульптором голова принадлежит собаке минно-розыскной службы по кличке «Джульбарс», служившей в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Подготовкой Джульбарса занималась жена известного советского кинолога Александра Мазовера – инструктор служебного собаководства Дина Волкац. В 1941 году, будучи призванной на военную службу, она была направлена в Центральную школу военного собаководства «Красная Звезда». Как специалисту по подготовке бойцов минно-розыскной службы Дине поручили учить питомцев заведения саперному делу. В качестве личной собаки и первого ученика она выбрала Джульбарса. Волкац обучила его всем видам служб, но особенно хорошо Джульбарс владел искусством поиска мин. В начале марта 1943 года Дина Волкац и ее верный пес прибыли на воронежский аэродром на спецзадание. Поскольку аэродром был очень важным объектом, его необходимо было разминировать. Спустя неделю, благодаря стараниям Джульбарса и Дины, воронежский аэродром был полностью разминирован. За многочисленные заслуги и выполнение боевого задания 21 марта 1945 года героя войны, пса по кличке «Джульбарс» наградили медалью «За боевые заслуги». Таким образом, он стал единственной собакой, удостоившейся боевой награды. К заслугам пса-сапера относится разминирование территорий в Венгрии, Румынии, Австрии, Чехословакии и других странах. В мае 1945 года, при разминировании могилы Т.Г. Шевченко в г. Канев на Украине, Джульбарс был тяжело ранен и помещен в ветеринарный госпиталь Центральной школы военного собаководства «Красная Звезда».
В июне 1945 года шла подготовка к проведению Парада Победы, в котором должны были принимать участие саперные части, в том числе состав Центральной школы военного собаководства «Красная Звезда». Начальник школы военного собаководства генерал-майор Григорий Медведев доложил командовавшему парадом Маршалу Советского Союза Константину Рокоссовскому о Джульбарсе. Рокоссовский известил И.В. Сталина, который в свою очередь распорядился нести раненого пса на своем кителе по Красной площади в колонне саперов. Поношенный китель без погон был немедленно доставлен в Центральную школу военного собаководства, там из него соорудили нечто вроде лотка. Джульбарс мгновенно сообразил, что от него требуется, и в ходе тренировок лежал на кителе не двигаясь. В день Парада Победы 24 июня 1945 года по Красной площади вслед за солдатами, которые вели собак минно-розыскной службы, главный кинолог страны А.П. Мазовер с гордостью пронес Джульбарса. В 1946 году Джульбарс вместе со своим инструктором Диной Волкац снимался в художественном фильме «Белый клык» по мотивам одноименной повести Джека Лондона.
Атюнин Николай Иванович (1920–2006).
Скульптор. Член Союза художников СССР
Учился в Московском художественном училище им. М.И. Калинина. В годы Великой Отечественной войны служил в войсках морской авиации мотористом. Сержант. Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
В 1946–1951 годах учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства у А. Зеленского, Е. Белашовой, Г. Шульца.
Участник художественных выставок с 1951 года.