Ленинград. Дорога жизни
Дорога жизни – единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной и проходившая по Ладожскому озеру.
Вопрос продовольственного обеспечения Ленинграда и эвакуации населения остро стоял с первых дней блокады. 12 сентября 1941 года по Ладожскому озеру к еще не оборудованному берегу были доставлены первые 800 тонн зерна и муки для осажденного города, а также 60 тонн боеприпасов. Это были первые рейсы с грузами, выполненные транспортом Ладожской военной флотилии.
Всего за время навигации 1941-1943 гг. водным транспортом было эвакуировано около 500 тысяч человек.
В Ленинград силами Ладожской военной флотилии было перевезено через озеро более 1 млн т грузов, преимущественно – продовольствия.
В Ленинград силами Ладожской военной флотилии было перевезено через озеро более 1 млн т грузов, преимущественно – продовольствия.
Работа трассы не прекращалась ни в напряженной боевой обстановке, ни из-за сложных погодных условий. Наступление заморозков также не стало преградой. Именно трасса, проложенная по Ладожскому льду, стала той нитью, которая в суровую зиму 1941-1942 гг. связывала осажденный Ленинград со страной. Именно эта дорога стала основным маршрутом доставки продовольствия и эвакуации населения в самые тяжелые дни блокады.
Организация ледовой магистрали явилась результатом совместной работы ученых, архитекторов, военных, медиков, водолазов, техников, шоферов и многих других специалистов и рабочих. Транспортировка продовольствия и эвакуация населения требовали ежедневного подвига от тех, кто работал на Ладоге. Но каждый из участников легендарной дороги знал о том, какую роль их труд играет в спасении ленинградцев.
За короткое время на Ладожском озере была создана целая инфраструктура, которая позволила снабжать в годы блокады и Ленинград, и Кронштадт, и Ораниенбаумский плацдарм, и войска Ленинградского фронта, и Балтийский флот. Путь через Ладогу по праву стал именоваться Дорогой жизни.
22 ноября 1941 года вечером на лед выехали первые 60 грузовиков ГАЗ-АА 388-го отдельного автомобильного батальона. Возглавил колонну капитан Василий Антонович Порчунов.
Первый рейс по Ладоге оказался крайне опасным: трасса, при толщине льда не более 18 см, была практически не подготовлена. Водители ехали на малой скорости и с распахнутыми дверями машин на случай неожиданного провала под лед. В целях светомаскировки предписывалось гасить фары. Единственными ориентирами на трассе были редкие вешки и телефонный провод, протянутый связистами до Кобоны. Но ночью метки были практически незаметны.
Утром следующего дня водители выехали обратно, доставляя продовольствие в осажденный город.
Первый рейс по Ладоге оказался крайне опасным: трасса, при толщине льда не более 18 см, была практически не подготовлена. Водители ехали на малой скорости и с распахнутыми дверями машин на случай неожиданного провала под лед. В целях светомаскировки предписывалось гасить фары. Единственными ориентирами на трассе были редкие вешки и телефонный провод, протянутый связистами до Кобоны. Но ночью метки были практически незаметны.
Утром следующего дня водители выехали обратно, доставляя продовольствие в осажденный город.
Работа ледовой автомобильной трассы продолжалась вплоть до конца апреля 1942 года. За это время было доставлено свыше 300 тысяч тонн грузов, эвакуировано более 500 тысяч человек.
Помимо эвакуации населения и подвоза продовольствия именно по озеру проходили и телефонно-телеграфный кабель, обеспечивший связь с Большой землей, и высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС, и трубопровод, снабжавший город
топливом.
топливом.
Другие выставки
Раздел «Электронные выставки» содержит просмотровые файлы тематических и художественных выставок Музея Победы, адаптированных для показа на мультимедийных экранах заказчика или печати в максимальном формате 100 х70 см.
Контент данных выставок предоставляется юридическим лицам после предварительного оформления Договора.
Заказ выставки