Боевой вертолет МИ-24Д. СССР


Без-имени-2.png


Высокая мобильность вертолетов, возможность базирования на грунте и уникальная способность взлетать и садиться на ограниченные неподготовленные площадки привлекли к ним внимание военных еще в начале 1950-х годов. Но только через полтора десятилетия, накопленный опыт их использования, и в первую очередь, успешное применение вооруженными силами США специализированных боевых вертолетов во время войны во Вьетнаме в 1960-х – начале 1970-х годов, подвели советское военное командование к выводу о создании подобных вертолетов и для Вооруженных сил СССР. Еще в 1967 году под руководством генерального конструктора М.Л. Миля на Московском машиностроительном заводе в инициативном порядке на базе вертолета Ми-8 была начата разработка нового транспортно-боевого вертолета. К этому времени у нас еще не сложился единый подход к боевой винтокрылой машине - часть специалистов считала, что вертолет должен иметь черты штурмовика, другие же - ратовали за универсальную машину с вооружением и обладающую возможностью перевозить отделение десантников. Этот взгляд разделял и Министр Обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко. В 1968 году главнокомандующие сухопутных войск и ВВС утвердили тактико-технические требования к новому боевому вертолету В-24. Он создавался на конкурсной основе фирмами М.Л. Миля (Московским вертолетным заводом) и Н.И. Камова (вертолетным заводом в г. Улан-Уде). На В-24 предполагалось использовать двигатели ТВ3-117, разработанные для Ми-14, трансмиссию и несущую систему Ми-8 (лопасти несущего винта, автомат перекоса, главный редуктор и рулевой винт). Рассматривались варианты однодвигательного и двухдвигательного вертолетов. ОКБ Камова представило на конкурс вертолет Ка-25Ш, являвшийся модификацией корабельного Ка-25, однако победителем стал более перспективный В-24 - конструкции Миля.

6 мая 1968 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке вертолета В-24 с силовой установкой Ми-14. Его разработкой руководил заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов, а ведущим конструктором машины стал - В.М. Ольшанец. Общее руководство над всеми работами по созданию нового боевого вертолета осуществлял сам М.Л.Миль (а после его смерти в 1970-м году - генеральный конструктор ОКБ М.Н. Тищенко). Новый советский транспортно-боевой вертолет В-24 (в отличие от американских боевых вертолетов Белл AH-1G «Хью Кобра», предназначавшихся для непосредственной поддержки наземных войск и борьбы с танками противника), собирались использовать не только для этих целей, но также и для: высадки тактических десантов в зоне прорыва и при захвате плацдармов; сопровождения десантно-транспортных вертолетов и прикрытия их при высадке десантов; для борьбы с вертолетами противника; для транспортировки груза и для эвакуации раненых. Поэтому экипаж этого вертолета должен был состоять из летчика и стрелка-оператора систем вооружения (дополненных в случае необходимости бортмехаником), размещенных в кабине в носовой части, и сам вертолет должен был принять на борт отделение десантников с личным оружием и боеприпасами. Предполагалось, что вертолет будет обладать высокими летными характеристиками и иметь мощное ракетно-пушечное вооружение и усовершенствованное прицельное и навигационное оборудование; будет способен выполнять задачи днем и ночью, в сложных метеоусловиях, в том числе, и на предельно малых высотах.

Большое внимание при проектировании уделялось высокой боевой живучести вертолета и безопасности экипажа, что должно было обеспечиваться бронированием кабин и важнейших агрегатов и дублированием основных систем, а также использованием средств, уменьшающих вероятность взрыва и пожара при повреждениях в боевых условиях. При выходе из строя одного двигателя второй автоматически должен был переводиться на взлетный режим. Состав вооружения первоначально был аналогичен вертолету Ми-4АВ (комплекс К-4А), но позже в него вошли новые виды вооружения.

Первый опытный вертолет В-24 (вскоре получивший обозначение «Ми-24») впервые поднялся в воздух 15 сентября 1969 года. Во время испытаний вертолеты Ми-24 с нормальной взлетной массой 11 тонн достигали максимальной скорости 320 км/ч в боевом варианте и 340 км/ч в транспортном и имели крейсерскую скорость соответственно 270 и 280 км/ч, при этом, динамический потолок составлял 4950 м. В случае отказа одного двигателя вертолет мог продолжать полет с одним работающим двигателем еще в течение часа.

Во время испытаний опытного образца вертолета в НИИ ВВС был выявлен целый ряд недостатков. Поскольку часть из них устранить не удалось, а на Арсеньевском машиностроительном заводе «Прогресс» уже началось изготовление первой партии серийных вертолетов и командование ВВС пошло на компромисс: устранение недостатков переносилось на последующие модификации.

В 1970 - 1972 годах выпускался Ми-24А, который в отличие от первого варианта В-24, имел высокорасположенные крылья большего размаха с отрицательным поперечным углом, на концах которых монтировались пилоны для пусковых установок ПТУР «Фаланга М» с полуавтоматическим управлением. В 1974 году в НИИ ВВС прошли государственные испытания усовершенствованной модели вертолета Ми-24Д, получившего новую носовую часть с тандемным размещением летчика и стрелка-оператора в отдельных кабинах и модернизированной системой вооружения. В этой модели вертолета рулевой винт размещался слева по борту, что впоследствии стало обязательным для всех вертолетов (вместо прежнего правого размещения). В процессе испытаний Ми-24Д был отработан широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования этого вертолета: вираж; разворот; форсированный разворот; горка; боевой разворот; поворот и разворот на горке; пикирование и т.д. Параллельно велись работы по созданию еще одной модификации вертолета - Ми-24В, получившего на вооружение комплекс сверхзвуковых ПТУР «Штурм-В» нового поколения и автоматический прицел летчика АСП-176 (модификация прицела для истребителя-бомбардировщика Су-17). 29 марта 1976 года Ми-24В и Ми-24Д приняты на вооружение Советской армии. В 1981 году в серийное производство пошел новый вариант вертолета Ми-24П - с неподвижной 30-мм двуствольной пушкой ГШ-30, установленной в обтекателе сбоку фюзеляжа, а с 1989 года был налажен выпуск вертолетов Ми-24ВП - модификации Ми-24П с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23, смонтированной в подвижной носовой установке НППУ-23. Наряду с ними, в 1980-х годах также производился и вертолет-разведчик химической и радиационной обстановки Ми-24Р - (созданный на базе Ми-24Д) с повышенной системой жизнеобеспечения. Вертолеты Ми-24Р широко использовались для определения масштабов бедствия после аварии на Чернобыльской АЭС. Всего до 1992 года, когда серийный выпуск вертолетов Ми-24 был прекращен, было построено более 5200 вертолетов в различных модификациях.

Вертолет Ми-24 был выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами, а также с трехопорным шасси, полностью убирающимся в полете в фюзеляж. Несущая система Ми-24 созданная на базе вертолета Ми-8, имела множество особенностей конструкции, в том числе: несущий винт меньшего диаметра, но большей удельной нагрузки; его лопасти получили стеклопластиковую обшивку; а многие элементы были выполнены из алюминиевого сплава. Силовая установка состояла из двух газотурбинных двигателей ТВЗ-117, установленных рядом в общем обтекателе сверху фюзеляжа. Там же размещалась и вспомогательная силовая установка - газотурбинный двигатель АИ-9В. Начиная с вертолетов Ми-24Д, на воздухозаборники двигателей устанавливались пылезащитные устройства, а на соплах - экранирующие выхлопные устройства. Главный редуктор и двигатели были защищены стальными 8-мм броневыми плитами. Фюзеляж и хвостовая балка - полумонококовой конструкции. Для создания дополнительной подъемной силы в полете и частичной разгрузки несущего винта вертолет получил небольшое крыло с отрицательным поперечным углом (-12°). В носовой части фюзеляжа размещалась двухместная кабина экипажа: стрелок-оператор сидел в отдельной передней кабине, за ним - летчик, кабина которого для удобства обзора была приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка. Летчик имел бронированное кресло с откидной бронеспинкой и бронезаголовником; кресло стрелка было не бронировано; между кабинами располагалась бронеперегородка; лобовые стекла - броневые, кроме того, в экипировку экипажа входили и специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. На случай выхода пилота из строя в кабине стрелка-оператора монтировался второй комплект управления. Доступ в кабину стрелка осуществлялся с левого борта через откидывающуюся вверх панель остекления, а в кабину летчика - через бронированную дверь с левого борта. Бортмеханик размещался на откидном сиденье в грузовом отсеке. В кабине для десантников имелись двухстворчатые двери с каждого борта; 8 откидывающихся сидений и 8 окон, 4 из которых - в верхних створках дверей, могли откидываться внутрь, для ведения десантниками огня из стрелкового оружия. В кабине могли также устанавливаться 4 носилок с ранеными.

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеоусловиях. Аппаратура связи включала в себя командные УКВ-радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ-радиостанцию «Карат М-24» и самолетное переговорное устройство СПУ-8. Оборудование управления вооружением включало оптико-электронную обзорно-прицельную систему и радиокомандную систему наведения ракет; пушечный прицел ПКВ или на Ми-24В - ИПС; приемник предупреждения о радиолокационном облучении; станцию создания активных помех СОЭП-В1А «Липа»; фотокинопулемет, а также контейнеры АСО-2 со 132 ложными целями. Вооружение состояло из - встроенного и подвесного, причем его состав менялся в зависимости от модификации. В качестве встроенного вооружения на вертолетах Ми-24А устанавливалась носовая подвижная пулеметная установка НУВ-1 с одноствольным 12,7-мм пулеметом А-12,7; вертолет Ми-24Д оснащался установкой УСПУ-24 с электродистанционным управлением с 12,7-мм четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7.

Вертолеты Ми-24 ранних модификаций использовали в качестве подвесного вооружения четыре (по две на рельсовых направляющих по бокам фюзеляжа, а затем на концевых пилонах крыла) ПТУР «Фаланга-М» с ручным радиокомандным управлением (позднее с полуавтоматической системой управления). Начиная с вертолета Ми-24В их заменили новыми ПТУР 9К113/9М114 «Штурм-В», число которых на концевых и подкрыльевых пилонах могло достигать 12. Вместо ПТУР на четырех подкрыльевых пилонах могли также устанавливаться: управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60; блоки неуправляемых авиационных ракет УБ-32-57; УБ-20-57; Б8В20-А с ракетами С-8; Б13Л1 с ракетами С-13; пусковые установки АПУ-68УМ3 для тяжелых ракет С-24Б; универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л; контейнеры ГУВ-8700 с двумя четырехствольными 7,62-мм пулеметами ГШГ-7,62 и одним четырехствольным 12,7-мм ЯкБ-12,7; контейнеры ГУВ-1 с одним 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»; до 1500 кг обычных или химических бомб; универсальные контейнеры для разбрасывания мин; контейнеры мелких грузов КМГУ-2; выливные баки; блоки осветительных ракет и другое авиационное вооружение. Боевой вертолет огневой поддержки МИ-24 стал основной ударной единицей армейской авиации Военно-воздушных сил СССР. Вертолет, главным образом, предназначался для авиационной и огневой поддержки Сухопутных войск как непосредственно на поле боя, так и в тактической глубине, путем поражения наземных, малоразмерных, бронированных подвижных объектов и целей противника. Кроме этого, вертолет мог выполнять десантно-транспортные, разведывательные и другие специальные боевые задачи. Вертолеты Ми-24 по своему составу вооружения и массе боевой нагрузки превосходили все серийные зарубежные боевые вертолеты, а также, обладая комбинированной несущей системой (несущий винт - крыло), отличались высокой маневренностью, что позволяло осуществлять на них сложный пилотаж.

Ми-24 успешно использовались в военных действиях в Афганистане и нашли широкое применение во многих других военных конфликтах для непосредственной поддержки наземных войск, подавления огневых точек и борьбы с танками. Особенно эффективными вертолеты Ми-24, имеющие мощное вооружение и грузовую кабину, оказались при спасении экипажей сбитых самолетов и вертолетов и эвакуации раненых в боевых условиях. Серийное производство вертолетов Ми-24 продолжалось с 1970 по 1991 год. Всего на Машиностроительном заводе «Прогресс» (г. Арсеньев) и Вертолетном заводе (г. Ростов-на-Дону) было изготовлено 2570 Ми-24 всех модификаций.

Экипаж - 2 человека
Двигатель - 2 х ТВ2-117АТ
Мощность - 2200 л.с.
Диаметр несущего винта - 17,3 м
Масса пустого вертолета – 8500 кг
Масса максимальная взлетная – 11 500 кг
Масса полной нагрузки – 2500 кг
Количество десантников – до 8 человек
Максимальная скорость на высоте/у земли - 320 / 270 км/ч
Практический потолок – 4950 м
Максимальная дальность – 450 км

Вооружение - встроенное стрелково-пушечное (в зависимости от модификации): 1х12,7-мм пулемет А-12,7 или 1х12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7 или 23-мм пушка ГШ-23Л или 30-мм пушка ГШ-30 Боевая нагрузка – до 2400 кг на 6 узлах подвески: 4 блока УБ-32-57 НАР С-5 или 2 блока УБ-20-8 НАР С-8 и 4 ПТУР «Фаланга-М» или 12 ПТУР «Штурм-В» или УР «воздух-воздух» Р-60 или 240-мм НАР С-24Б, или контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л; контейнеры ГУВ с пулеметами или 30-мм гранатометами, или 1500 кг бомб калибра от 50 до 500 кг.


Контакты по вопросам патроната:
Тел.: +7 (499) 449-82-13
Поддержать проект

Подпишитесь
на рассылку

Получайте новости о последних событиях музея