РЕЧНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР «ШМЕЛЬ» ПРОЕКТА 1204. СССР


РЕЧНОЙ-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ-КАТЕР-«ШМЕЛЬ»-ПРОЕКТА-1204.png


Быстроходные, мелкосидящие артиллерийские бронированные катера начали создавать в Советском Союзе для ведения боевых действий на реках, озерах и в мелководных районах морей еще в начале 1930-е годов. В 1933 году было выдано техническое задание на разработку проектов двух типов бронекатеров – двухорудийного для Амурской и одноорудийного – для Днепровской военных флотилий. Первый тип бронекатера относился к числу больших, а второй – к числу малых бронекатеров. Проекты бронекатеров разрабатывались конструкторским бюро Речсудпроекта в Ленинграде под руководством главного конструктора Ю.Ю. Бенуа. К особенностям речных бронекатеров относилась их малая осадка и наличие противоосколочной и противопульной броневой защиты. Броней защищали посты управления, машинное отделение, башни, посты радиосвязи, погреба боезапасов и др. Небольшая осадка обеспечивалась относительно большой полнотой корпуса катера, имевшего прямостенные борта с небольшим закруглением у скулы. Для размещения гребных винтов в плоском днище в корме имелись тоннели. Система набора корпуса была поперечной. Корпус был сварной, а броня – клепаной. Для быстрой переброски катеров с одного театра военных действий на другой главные размеры корпуса не должны были превышать габариты, допускающие перевозку бронекатеров по железным дорогам СССР. Бронекатера предназначались для использования в первую очередь на Амуре, Днепре, Дунае и их притоках. Широкомасштабное строительство боевых катеров различных типов и назначений, осуществленное с учетом особенности приграничных районов страны с их морями, озерами и реками, было мерой продуманной и оправданной. Накануне войны для строительства боевых катеров были выделены заводы на юге и востоке страны. Все это позволило в годы войны развернуть производство и организовать массовое строительство боевых катеров и малых катеров для действующих флотов и флотилий. В предвоенные годы большой вклад в создание катеров различного назначения внесли конструкторы и военные моряки П.А. Вонухин, П.Г. Гойнкис, Л.А. Ермаш, В.М. Бурлавок, Б.В. Никитин, П.А. Панцерный, М.Н. Чарнецкий, Ю.Ю. Бенуа, В.Н. Всесвятский, Н.Е. Хавин и другие.

В ходе Великой Отечественной войны на многих реках и озерах нашей страны, оказавшихся в районе боевых действий, были сформированы речные и озерные флотилии или отряды боевых кораблей. В их состав, как правило, входили бронекатера, строительство которых, начатое до войны, продолжалось усиленными темпами в условиях военного времени. Боевые катера существенно подняли боевой потенциал Военно-Морского Флота. Они нашли самое широкое  применение на морских, озерных и речных театрах военных действий и внесли важный вклад в дело победы над врагом. Боевые катера совершенствовались вплоть до установки на них ракетного оружия. Большими сериями до войны строились речные бронекатера проектов 1124 и 1125. Катер проекта 1124 относился к числу больших речных бронекатеров. Его проект был разработан в 1933 году. Катер строился на заводе в Зеленодольске и был сдан флоту в 1936 году. Серийные катера строили на этом же заводе. Бронекатер проекта 1124 имел две модификации: первая относилась к 1934–1938 годам, вторая, усовершенствованная – к 1939 году. Бронекатер второй модификации имел модернизированное артиллерийское вооружение, механическую установку и увеличенное водоизмещение. Большой речной бронекатер второй модификации имел полное водоизмещение 43,8 тонн, на нем были установлены две башни танка Т-34 с 76,2-мм артиллерийскими орудиями Ф-34 и один башенный пулемет 7,62-мм калибра. Двухвальная механическая установка состояла из двух бензиновых двигателей ГАМ-34БС по 850 л. с. каждый, которая обеспечивала скорость полного хода 21 узел и дальность плавания до 260 миль. Максимальная длина катера – 25,3 м, ширина – 4,0 м, осадка – 0,76 м, экипаж составлял 16 человек. Катер проекта 1125 относился к числу малых речных бронекатеров. Он имел полное водоизмещение – 27,6 тонн; одну башню от танка Т-28/Т-34 с артиллерийским орудием калибра 76,2-мм; три башенных пулемета 7,62-мм калибра; одновальную механическую установку с бензиновым двигателем ГАМ-34БС мощностью 850 л.с. Бронекатер развивал полную скорость 20 узлов и имел дальность плавания при этой скорости 180 миль. Максимальная длина катера – 22,6 м, ширина – 3,5 м, осадка – 0,62 м, экипаж – 10 человек. Эти бронекатера широко использовались в годы Великой Отечественной войны на реках и озерах нашей страны. Всего в войне приняло участие 105 больших бронекатеров проекта 1124 (из них было построено в годы войны – 73 шт.) и 203 малых – проекта 1125 (построено в военные годы – 96 шт.).

О характере боевых действий бронекатеров можно судить на примере Волжской   военной флотилии. В 1942–1943 годах в ее составе было 33 бронекатера. Только с 25 июля по 25 ноября 1942 года катера 2-го дивизиона (командир капитан-лейтенант А.И.Песков) отконвоировали 128 караванов с нефтью, отразив 125 нападений самолетов противника, которые либо сбрасывали бомбы с больших высот, либо отказывались от повторных атак. Катера при этом сбили три вражеских самолета. Движение на волжской коммуникации между берегами не прекращалось. Исключение составляет 23 августа, когда немецкие войска вышли к Волге в районе северной окраины Сталинграда. В середине ноября 1942 года противнику удалось прорвать оборону советских войск между заводами «Баррикады» и «Красный Октябрь» и изолировать 138-ю стрелковую дивизию полковника И.И.Людникова. Бронекатера под непрерывным артиллерийским огнем противника в условиях тяжелой ледовой обстановки доставляли на плацдарм пополнение, боеприпасы и продовольствие. В результате дивизия сдержала натиск превосходящих во много раз сил противника. Экипажи бронекатеров стойко защищали Родину в оборонительных боях и вместе с частями Красной армии с наступательными боями дошли до Белграда, Будапешта, Вены, Берлина и других городов. Кроме артиллерийской поддержки сухопутных войск и высадки десантов эти небольшие по размерам, но мощные по вооружению корабли подавляли вражеские огневые средства, защищали переправы, конвоировали транспорты на внутренних водных коммуникациях, ставили минные заграждения, производили разведку, переброску войск через реки и водные преграды. Многие моряки с бронекатеров были удостоены звания Героев Советского Союза, а соединения бронекатеров получили государственные награды и гвардейские звания.

Отлично зарекомендовав себя в боевых условиях, флотилии речных катеров продолжили службу по окончании войны, пополняясь катерами новой постройки, сохранившими тактико-технические характеристики первых образцов. В 1965 году ВМФ СССР и Министерство судостроительной промышленности СССР приняли совместное решение, утвердив тактико-техническое задание на проектирование нового речного артиллерийского катера проекта 1204, предназначавшегося для решения задач несения дозорной службы на реках и озерах; уничтожения речных судов и боевых катеров противника; содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем; перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей. При этом все находящиеся в строю бронекатера стали классифицироваться как артиллерийские катера. Проектирование нового артиллерийского катера было поручено ЦМКБ «Алмаз», а конструктором был назначен Ю.Ю. Бенуа. Технический проект артиллерийского катера «Шмель» был утвержден в конце 1965 года, а в 1966 году после смерти Ю.Ю. Бенуа дальнейшую работу по картеру проекта 1204 продолжил конструктор Л.В. Озимов. Новый артиллерийский катер предназначался для выполнения тех же задач, что и бронекатера проектов 1124, 1125 и 191-М. Уже в 1967 году на Керченском судостроительном заводе «Залив» было развернуто крупносерийное производство артиллерийских катеров проекта 1204. Вскоре их выпуск был налажен на Николаевском судостроительном заводе «им. 61 коммунара», а также в Ленинграде. Всего с 1967 по 1974 год было построено 118 артиллерийских катеров проекта 1204. Из них – 56 катеров поступили на вооружение ВМФ СССР, а 62 катера – в морские части погранвойск КГБ СССР.

Водоизмещение артиллерийского катера проекта 1204 составляло 73,4 тонны. Его стальной корпус был гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских бронекатеров, для его использования в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе движителей. Кроме того, был увеличен запас общей прочности корпуса, и он был разделен водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков. Толщина бронирования корпуса (в районе машинного отделения) достигала 8 мм, крыши ходовой рубки и палубы (также в районе машинного отделения) – 5 мм, вертикальных стенок ходовой рубки и барбетов артиллерийской установки – 10 мм. Главная энергетическая установка – двухвальная с расположением главных двигателей – двух дизелей М-50Ф мощностью 1200 л.с. каждый, обеспечивала скорость – 23–24 узла. Артиллерийские катера проекта 1204 получили на вооружение башню от плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм танковой пушкой Д-56ТС и спаренным с ней 7,62-мм танковым пулеметом СГМТ. По аналогии с вооружением бронекатеров проектов 1124 и 1125 реактивными установками М-8-М и М-13-М, на артиллерийском катере проекта 1204 была установлена на тумбе реактивная пусковая установка БМ-14-17 с 17-ю направляющими, расположенными в пакете в два яруса. Однако прицельная стрельба по береговым целям могла вестись из РСЗО только с неподвижного катера при отсутствии качки. Боекомплект для установки БМ-14-17 состоял из 34-х 140-мм осколочно-фугасных неуправляемых турбореактивных снарядов М-14-ОФ. В качестве основного средства ПВО и самообороны в кормовой части артиллерийского катера монтировалась одна 14,5-мм зенитно-пулеметная установка 2М-6 (впоследствии замененная спаренной 25-мм зенитной артиллерийской установкой 2М-3М). Для постановки мин в корме катера устанавливались скаты и минные рельсы, на которых могли размещаться до 10-ти малых морских якорных гальваноударных мин типа «ЯМ» образца 1943 года или до 4-х малых донных мин типа «ИГДМ-500».


Длина – 27,7 м
Ширина – 4,32 м
Осадка – 0,85 м
Водоизмещение стандартное – 73,4 тонны
Водоизмещение полное – 77,4 тонны
Скорость хода максимальная – 24 узлов
Скорость хода крейсерская – 10 узлов
Мощность: дизельный двигатель М-50Ф – 2х1200 л.с.
Дальность плавания – 320 миль

Вооружение:
Артиллерия – 1 х 1–76-мм артустановка Д-56ТС (в башне танка ПТ-76)
Артиллерия ПВО – 1 спаренная установка 14,5-мм крупнокалиберных пулеметов КПВ (впоследствии замененная 1 спаренной 25-мм зенитной установкой 2М-3М)
РСЗО – 1 х 1 – пусковая установка НУРС БМ-14-17
Минное вооружение – малые морские мины ЯМ – 10 или малые донные мины ИГДМ
Контакты по вопросам патроната:
Тел.: +7 (499) 449-82-13
Поддержать проект

Подпишитесь
на рассылку

Получайте новости о последних событиях музея